, ,
РОССИЯ: ПОИСК
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
IX-XIХ вв.
Рекомендовано Сибирским региональным учебно- методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в
качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 520000 «Гуманитарные и социально-экономические науки»
КЕМЕРОВО – 2004
УДК 930
ББК 63.3(2)
Ц 85
Рецензенты:
Кафедра истории России Кемеровского государственного университета (зав. кафедрой, д.и.н., профессор ).
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории, теории и истории культуры Кузбасского государственного технического университета Л.Н. Евдокимова.
, ,
Россия: поиск исторической перспективы IX-XIХ вв.: Учебное пособие. – Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2004. – 289 с.
В учебном пособии рассматриваются важнейшие этапы эволюции российского государства от Древней Руси до ХХ века. Исторический материал предлагается в контексте развития мировой истории с применением элементов дистанционных технологий.
Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта. Его использование в учебном процессе должно способствовать развитию самостоятельного исторического творческого мышления, формированию мировоззренческих позиций у студентов.
© Коллектив авторов, 2004 © Российский государственный торгово-экономический университет Кемеровский институт
(филиал), 2004
В учебном пособии предпринята попытка в доступной форме отразить важнейшие этапы эволюции российского государства от Древней Руси до ХХ века; на основе конкретных событий и фактов минувшего показать причины и динамику исторического процесса.
Необходимость и потребность в подобном издании вызвана процессом совершенствования заочной формы образования, переводом ее на новые методы обучения с применением дистанционных технологий, предполагающих более интенсивную роль самостоятельной работы в обучении студентов.
Особенностью пособия является то обстоятельство, что история Отечества рассматривается в международном контексте, в сравнении с событиями мировой истории. Это дает более полное и системное представление об истории российской и мировой цивилизаций.
Внутренняя структура учебного пособия состоит из двух частей: первая часть содержит план изучения темы, конспект лекций каждой темы курса, тем рефератов и литературы к ним, проблемные вопросы и задания для самоконтроля; вторая часть пособия представляет собой практикум по всем темам, включающий самостоятельную работу студента с документами (фрагменты), историческими терминами и понятиями, ответы на ключевые вопросы темы, заполнение таблиц и составление схем.
В постановке вопросов и определении заданий авторы стремились не навязывать собственных позиций и оценок, предоставляя студентам возможность самим на основании приводимого материала составить представление об изучаемом периоде.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
«РОССИЯ: ПОИСК ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А.С. Пушкин
План изучения темы:
1. Сущность исторической науки, ее основные функции.
2. Появление цивилизаций, их основные типы. Россия в системе цивилизаций.
3. Особенности исторического развития России. Периодизация российской истории.
После изучения содержания введения в курс «Отечественной истории» студент должен знать:
Сущность истории как науки.
Основные функции исторической науки.
Сущность методологических подходов к анализу исторических процессов.
Суть формационного и цивилизованного подходов к изучению истории.
Особенности Восточной и Западной цивилизаций.
Место России в системе мировых цивилизаций.
Периодизацию отечественной истории.
Основные понятия и исторические термины.
Литература:
1. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.
2. Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка. – М., 1997.
3. Данилевский Н. Россия и Европа. – М., 1991.
4. История России и мировые цивилизации / Под ред. М.В. Рубина. – М., 1997.
5. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. – Брянск, 1998.
Определяя историю как науку, известный русский историк В.О. Ключевский писал так: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса… Содержанием истории, как отдельной науки, служит жизнь человечества в ее развитии и результатах». Главная цель истории – объяснить прошлым настоящее, помочь заглянуть в будущее, сформировать у народа историческое сознание, которое является базовым элементом культуры.
Историческая наука выполняет ряд социальных функций. Важнейшей из них является научно-познавательная функция, которая позволяет на обширном материале выявить логику и закономерности общественного развития, осознать картину человеческого прошлого, выявить главные тенденции развития исторического процесса.
Другой функцией исторической науки является функция социальной памяти. История – это коллективная память народа, массив социального опыта, который передается от поколения к поколению и каждый раз заново осмысливается. Память о прошлом во многом формирует духовную атмосферу общества. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание. Не случайно фашистские захватчики в годы Великой Отечественной войны в занятых городах нашей страны, прежде всего, стремились разрушить или осквернить исторические памятники.
Следующей функцией истории и, пожалуй, наиболее спорной из всех, является прогнозирующая функция. Осмысление прошлого опыта помогает понять современность и дает материал для прогнозирования будущего. Белинский В.Г. писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.