Тема IV. Развитие эмпирической психологии в Англии и Франции в 17-18 вв.
1. Составить библиографический список по теме, включающий монографии и первоисточники.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Письменно ответить на следующие вопросы:
|
Ответ: Современные исследования людей как социальных существ восходят к английскому мыслителю Томасу Гоббсу (1588-1679). Он был приверженцем новой механико-математической философии и атеистом. Гоббс задался главным вопросом психологии: на каких животных были бы похожи люди, если бы жили вне культуры и общества? Он полагал, что у него есть эмпирически проверенный ответ. Пережив ужасы гражданской войны в Англии, в ходе которой не функционировали правительственные институты, Гоббс пришел к выводу, что в отсутствие правительства существовало бы состояние «войны всех против всех», а жизнь человека была бы «одинокой, порочной, жестокой и короткой». Он утверждал, что человек по своей природе склонен к насилию и нуждается в контроле со стороны сильного, даже авторитарного правительства. Более того, Гоббс считал нравственный авторитет химерой; единственная реальность, по его мнению, — сила. Нелицеприятный анализ человеческих мотивов и человеческого общества, проведенный Гоббсом, и мысль о том, что мораль всего лишь иллюзия, с тех пор постоянно привлекает ученых-обществоведов. Его влияние сохранилось и в психологических заключениях относительно природы человека.
Вызов, брошенный Гоббсом, породил сильную ответную реакцию, в основе которой лежало иное понимание человеческой природы.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677) был монистом (утверждал наличие единой субстанции, которой в его системе была природа, вездесущая и вечная). Природу человек познает через ее атрибуты (свойства), из бесконечного количества которых нам доступны мышление и протяженность. Познание любого из них есть познание природы в целом. Таким образом, раз мышление - свойство природы, значит, природа у Спинозы одухотворена. Эта идея всеобщей одухотворенности называется гилозоизмом.
По мнению Спинозы, есть единая субстанция, а все вещи и процессы - ее состояния (модусы), которые могут вступать в связи и объединяться. Человек - сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом. В свою очередь душа понимается как ум, как модус мышления, состоящий из модусов-идей. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него. Однако душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (здесь Спиноза согласен с Аристотелем), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа как бы служит телу, стремится к образом того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного.
Закон связи идей по Спинозе: «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» - с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» . Это правило в современной науке называют законом ассоциации. т.е. специфической связи между идеями. Таким образом, содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется законом телесных взаимодействий. Этот принцип стал ведущим в так называемой ассоцианистической психологии, главенствующей до начала 20-го века.
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.