Тема VI. «Зарождение психологии как науки»
1.Покажите, что конкретно внес нового И.М.Сеченов в психологию (ответы запишите в конспект.)
а.) Понятие рефлекса.
Способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых) складывается в опыте по типу рефлексов. Способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса.
Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. Первое, начальное звено – внешний толчок – раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово "рефлекс" и означает "отражение") по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, – третье, завершающее звено). Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый.
б) Понимание соотношения между психикой и сознанием;
Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие «центрального торможения» — тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием (раздражитель-сигнал).
Он происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.
в) Понятие психики как функции мозга;
Сеченов открыл так называемое центральное торможение. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Открытие торможения доказывало, что организм обладает способностью не только приспосабливаться к среде, но и обладает внутренней силой сопротивления непосредственно действующим раздражителям, способностью не идти у них на поводу, а противостоять им и следовать собственной внутренней программе. Открытие центрального торможения использовалось Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались зряшними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) "уходит вовнутрь", превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические.
г) Понимание роли психических процессов как регуляторов действия по обеспечению приспособительного эффекта;
Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Он возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично.
д) Понимание мозга как звена рефлекса, в соответствующих отделах которого (мозга) хранится и перерабатывается информация о внешнем мире.
Рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются "обратно" в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Поведение становится психически регулируемым. Происходит переход от поведенческого уровня к психическому. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.
2.Программа построения психологии В.Вундта.
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832 — 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа.
Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов. Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» явились началом психологии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.