Тяговая характеристика электродвигателя тепловоза.
По электромеханическим характеристикам (2.7),(2.8) ТЭД можно получить зависимость силы тяги развиваемой одной или всеми колесными парами тепловоза, от его скорости движения и построить тяговую характеристику тепловоза.
Зная число движущих осей , сила тяги будет равна:
(2.10)
Вычислив значение при полученных величинах скорости, можно найти координаты тяговой характеристики тепловоза.
2.2 Описание метода взаимной нагрузки для испытания ТЭД
Испытания ТЭД в том числе снятие электромеханических характеристик проводят на стендах, работающих по экономному методу взаимной нагрузки. Схема стенда приведена на рис. 2.1.
Суть метода основано на свойстве обратимости электрических машин постоянного тока: любая электрическая машина может работать в режиме двигателя или генератора. На стенде устанавливают два испытуемых однотипных двигателя, один из которых Д работает в режиме двигателя, а второй Г – в режиме генератора. Обе электрические машины взаимно нагружаются друг на друга (механические, с помощью муфт, и электрические). Потери, возникающие в контуре взаимной нагрузки, покрываются из сети через асинхронный двигатель АД, вращающий генераторы линейный ЛГ и вольтодобавочный ВДГ. Отметим, что каждый из генераторов может быть подключен к ,,своему” АД.
Рис. 2.1. Схема метода взаимной нагрузки для испытаний ТЭД.
Из внешней сети стенд потребляет только, то количество энергии, которая необходимо для покрытия потерь в электрических машинах, что на много меньше мощности испытуемого двигателя.
Требуемый режим работы двигателя Д по напряжению и току нагрузки устанавливается посредствам главного регулирования двух токов возбуждения (и - регулировочные резисторы цепи возбуждения ЛГ и ВДГ). Линейный генератор ЛГ предназначен для регулирования напряжения подводимого к Д, а следовательно частоты вращения его якоря. Он выравнивает баланс моментов между Д и Г, и компенсирует магнитные, механические и часть добавочных потерь обеих машин Д и Г .
Вольтодобавочный генератор ВДГ включен последовательно с Г и предназначен для регулирования тока нагрузки Д . Он выравнивает баланс напряжений между Д и Г, и компенсирует электрические и часть добавочных потерь.
Такие испытательные стенды широко используются на заводе-изготовителе ТЭД, ремонтных заводах и в локомотивных депо.
С развитием полупроводниковой технике в схеме стенда взаимной нагрузки произошли важные изменения: в замен ЛГ и ВДГ использованы более экономичные и менее инерционные тиристорные трехфазные мостовые выпрямители В1 и В2. (Рис. 2.2). Такие выпрямители обладают малыми пульсациями выпрямленного напряжения и обеспечивают надежную коммутацию машин постоянного тока Д и Г. Управление работой выпрямителей осуществляется системами управления СУ1 и СУ2. Требуемый режим работы стенда устанавливается посредством регулирования угла отпирания тиристоров.
Рис. 2.2. Схема стенда взаимной нагрузки с использованием выпрямителей.
2.3 Анализ электромеханических характеристик.
Постановка вопроса.
Прежде чем проводить эксперимент, целесообразно сделать следующее:
- теоретически определить вид электромеханических характеристик
; ; и построить их
качественные зависимости;
- проанализировать тенденцию изменения частоты вращения ,
момента и КПД от величины тока нагрузки , а также от
подведенного напряжения и коэффициента ослабления тока
возбуждения : , , ;
- определить рациональный диапазон изменения тока нагрузки .
Рассмотрим отдельно каждую из характеристик.
Характеристика . Данная электромеханическая характеристика называется также скоростной характеристикой.
В общем случае частота вращения якоря ТЭД постоянного тока :
(2.11)
изменяется путем регулирования напряжения подводимого к ТЭД ; магнитного потока полюсов и падение напряжения цепи якоря (), где - сопротивление пусковых резисторов.
На тепловозах применяются только первые два способа. Третий способ связан с большими потерями энергии, применяется на электроподвижном составе и ниже не рассматривается.
В ТЭД с последовательным возбуждением ток возбуждения . При малых и средних нагрузках магнитную цепь двигателя можно считать ненасыщенной, в этом случае (- коэффициент пропорциональности) и следовательно,
(2.12)
где - новый коэффициент.
Из (2.12) видно, что скоростная характеристика имеет гиперболический характер. Характеристики такого вида называются мягкими.
По мере увеличения тока двигатель насыщается сильнее, и характеристика становится более полной постепенно переходя в прямую линию.
Рис. 2.3. Электромеханическая (скоростная) характеристика ТЭД .
Влияние напряжения с увеличением напряжения частота вращения возрастает (2.12). Чем больше величина напряжения , тем скоростная характеристика располагается выше (рис. 2.3.).
Влияние коэффициента ослабления тока возбуждения . С уменьшением тока возбуждения (магнитного потока) частота вращения возрастает (2.12). Чем меньше коэффициент ослабления тока возбуждения , тем скоростная характеристика располагается выше (рис. 2.3.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.