Ответственность аудитора. Разделение ответственности между аудитором и клиентом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание.

1.   Ответственность и функции аудитора

2.   Материальная ответственность аудитора.

3.   Гражданско-правовая ответственность аудитора.

4.   Предпринимательская ответственность аудитора.

5.   Разделение ответственности между аудитором и клиентом.

6.   Ответственность аудиторов перед третьими лицами.

7.   Ответственность, вытекающая из норм трудового законодательства.

8.   Ответственность, предусмотренная нормами административного права.

9.   Уголовная ответственность.

10. Ответственность за нарушение конфиденциальности.

11.  Заключение

12.  Список литературы.

Ответственность и функции аудитора.

Действующие Временные правила лишь в общих чертах регламентируют аудит, оставляя не разъясненными многие принципиально важные его моменты. Среди них - ответственность аудиторов и аудиторских фирм за выполнение своей paботы, а также ответственность их клиентов. Следует более четко определить ответственность, классификацию ее видов в зависимости от степени причастности аудиторов к действиям, вызвавшим неблагоприятные последствия для клиента, третьих лиц, и степени вины аудиторов, а также в ряде случаев вину самих клиентов.

При выполнении своих функций аудитор должен отвечать за все аспекты своей деятельности. Он несет ответственность за качество выполнения функции засвидетельствования, снижения информационного риска для пользователей бухгалтерской отчетности и других сопутствующих аудиту услуг: консультаций в области управления и налогов, а также, если это соответствует обстоятельствам, услуг по ведению (восстановлению или систематизации) бухгалтерского учета, его компьютеризации, составлению бухгалтерской либо налоговой отчетности.

С клиентом у аудитора существуют договорные отношения. Вопрос ответственности в данном случае распадается на два:

1. Потерпел ли клиент убыток?

2. Проявил ли аудитор небрежность при выполнении своих обязанностей?

Степень ответственности аудиторов за небрежную работу будет зависеть от способности клиента доказать: I) факт небрежности; 2) наличие дeйcтвительных yбытков вследствие небрежности аудитора. Небрежность аудитора рассматривается в контексте принятых стандартов, которые, в свою очередь, рассматриваются в соответствии с тем, в какой мере аудитор следовал принятой лучшей методике, а также в соответствии со степенью гибкости, проявленной аудитором при отходе от профессиональных инструкций для достижения достоверности отчетности.

В случаях, когда лицо, потерпевшее убыток, не является аудируемым клиентом, и с кем у ayдитopa нет договорных отношений, первостепенную важность имеет "обязанность заботы" аудитора. Полагаясь на опыт судебных разбирательств, можно сделать вывод, что аудиторов обычно привлекают к ответственности за проявленную небрежность перед третьими лицами при существовании следующих условий [7, с. 386]:

1) должно быть показано, что существует обязанность заботы аудитора;

2) аудитор должен был знать, что отчетность, скорее всего, будет использована истцом для цели, на которую последний ссылается в иске;

З) истец должен принадлежать к категории лиц, которые обычно полагаются на проаудированную отчетность;

4) необходимо установить, что истец действительно полагался на проаудированную отчетность;

5) истец должен показать, что он действовал бы по иному, если бы отчетность, на которую он полагался, была бы недостоверной.

В настоящее время в России каждое открытое акционерное общество должно ежегодно проходить обязательную проверку и публиковать аудированную бухгалтерскую отчетность.

"Ответственность аудитора по отношению к проверяемым экономическим субъектам, их собственникам, по отношению к государству и лицензирующим органам частично раскрыта во Временных правилах. Поскольку ответственность аудитора определяется и его обязанностями, важно определить, что входит в обязанности аудитора, а что относится к сфере действия других контрольных, в частности налоговых органов.

Следует надеяться, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" вопросы об административной и уголовной ответственности аудиторов должны пополнить Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Вместе с тем нельзя допускать и необоснованного судебного преследования аудиторов. Правильнее, если аудиторские фирмы не довольствуются внесудебным решением принципиально не обоснованных конфликтов, а последовательно отстаивают свою правоту. В этом состоит особый смысл цивилизованных норм корпоративного поведения аудиторов.

I’,"" ~~l I

.;t~~

I

Таким образом, в целом можно сказать, что ответственность аудитора  (аудиторской фирмы) существует в виде:

1) дисциплинарной ответственности;

2) ответственности по отношению к клиентам;

3) гражданской ответственности перед третьими лицами;

4) уголовной ответственности.

Дисциплинарные нарушения требований этического кодекса не столь уж и редкая ситуация на современном российском рынке аудиторских услуг. Но должного наказания виновные аудиторы, как правило, не несут, а руководители некоторых фирм не считают себя связанными определенными моральными нормами.

Кроме дисциплинарной аудиторы несут гражданскую ответственность. При этом, как показано выше, различают гражданскую ответственность

Похожие материалы

Информация о работе