9.2. Методика определения экономической эффективности применения водотопливной эмульсии
Точность расчетов показателей экономической эффективности зависит от того, насколько полно учтены экономия текущих издержек и капиталовложения, определившие эту экономию. Для каждого сорта топлива существует своя наиболее эффективная область его использования. С развитием технического прогресса изменяются возможности и границы применения топлива. Под граничными условиями понимают предельные значения отдельных показателей данного сорта топлива при экономически обоснованном использовании в конкретном случае.
Лучше всего требованиям определения сравнительной экономической эффективности различных вариантов применения топлива отвечает показатель приведенных затрат. В данном случае для сравнения выбраны два варианта применения топлива в дизелях: базисный (дизельное топливо) и расчетный (моторное топливо ДТ).
Годовой экономический эффект применения в дизелях водотопливной эмульсии вместо дизельного определяют по формуле:
,      (9.22)
где 
 - себестоимость единицы работы или
производства валовой продукции (базисный вариант);
 -
то же, в расчетном варианте;
 -
нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных затрат;
 и
 - капитальные затраты на постройку
тепловоза, предназначенного соответственно для работы на дизельном или тяжелом
топливе;
 -
годовой объем работы или производства валовой продукции в расчетном варианте,
тонно-километров брутто.
Показатели, входящие в расчетную формулу, определяют по выражениям:
,                  (9.23)
,                  (9.24)
где 
 и  
 -
общая сумма эксплуатационных расходов за год работы тепловоза соответственно на
дизельном и ВТЭ, тыс. руб.;
 - годовой объем работы или производства валовой
продукции в базисном варианте.
Эксплуатационные расходы по базисному и расчетному вариантам определяют по следующей формуле:
       (9.25)
где  
 - заработная плата локомотивных
бригад, тыс. руб.;
 -
затраты на топливо, тыс. руб.;
 -
затраты на текущий ремонт, тыс. руб.;
 -
затраты на материалы, в том числе на смазочные масла, тыс. руб.;
 -
основные и накладные прочие расходы, тыс. руб.
,           (9.26)
где 
 - цена одной тонны дизельного
топлива, тыс. руб.;
       
 - годовая потребность дизельного
топлива, т.
,       (9.27)
,       (9.28)
где 
 - затраты на оборудование и
трубопроводы, необходимые для работы тепловоза на тяжелом топливе, тыс. руб.;
 -
затраты на проведение моточисток.
В формулах одним штрихом обозначены затраты при работе на дизельном топливе в базисном варианте, двумя штрихами – затраты при работе на тяжелом топливе в расчетном варианте.
,    (9.29)
где 
 и 
 -
затраты на смазочные масла соответственно при работе на дизельном и тяжелом
топливе.
,   (9.30)
,    (9.31)
где 
 и 
 -
соответственно 1 т смазочного масла типа М12В и потребность в нем тепловоза на
год (базисный вариант);
 и
 - то же, масла типа М16Е (расчетный
вариант).
Кроме того, в качестве основных показателей эффективности замены дизельного топлива тяжелыми сортами топлива на тепловозах в расчете также принимают:
уменьшение потребности дизельного топлива (тыс. т)
,    (9.32)
потребность тяжелого
топлива 
, 
 (в
тыс. т);
экономический эффект использования 1 т тяжелого топлива (в руб./т):
,       (9.33)
средневзвешенный экономический эффект (в руб./т) применения 1 т тяжелого топлива по тепловозам, работающим на моторном топливе ДТ:
,     (9.34)
Под моточисткой понимают полную переборку и очистку ЦПГ двигателя, очистку продувочного и выпускного коллекторов, регулировку дизеля и другие мелкие работы.
При расчете расходов на моторное топливо ориентировочно можно принять, что во время маневров и для запуска двигателя используют дизельное топливо (примерно 10% общего расхода).
Ежегодные затраты на текущий ремонт оборудования, необходимого для работы на тяжелом топливе, составляют порядка 5% стоимости этого оборудования.
На основании данных теплотехнических испытаний отечественных и зарубежных судовых и тепловозных дизелей удельный расход топлива при работе на тяжелых сортах выше, чем при работе на дизельном, вследствие меньшей теплоты сгорания. Поэтому удельный расход моторного топлива в расчетах можно принимать на 3% выше, чем дизельного топлива [7].
Оборудование тепловозов дополнительными устройствами, необходимыми для работы на тяжелом топливе, вызывает увеличение строительной стоимости транспорта на 0,5-1%, что приводит к повышению абсолютного размера амортизационных отчислений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.