9.2. Методика определения экономической эффективности применения водотопливной эмульсии
Точность расчетов показателей экономической эффективности зависит от того, насколько полно учтены экономия текущих издержек и капиталовложения, определившие эту экономию. Для каждого сорта топлива существует своя наиболее эффективная область его использования. С развитием технического прогресса изменяются возможности и границы применения топлива. Под граничными условиями понимают предельные значения отдельных показателей данного сорта топлива при экономически обоснованном использовании в конкретном случае.
Лучше всего требованиям определения сравнительной экономической эффективности различных вариантов применения топлива отвечает показатель приведенных затрат. В данном случае для сравнения выбраны два варианта применения топлива в дизелях: базисный (дизельное топливо) и расчетный (моторное топливо ДТ).
Годовой экономический эффект применения в дизелях водотопливной эмульсии вместо дизельного определяют по формуле:
, (9.22)
где - себестоимость единицы работы или производства валовой продукции (базисный вариант);
- то же, в расчетном варианте;
- нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных затрат;
и - капитальные затраты на постройку тепловоза, предназначенного соответственно для работы на дизельном или тяжелом топливе;
- годовой объем работы или производства валовой продукции в расчетном варианте, тонно-километров брутто.
Показатели, входящие в расчетную формулу, определяют по выражениям:
, (9.23)
, (9.24)
где и - общая сумма эксплуатационных расходов за год работы тепловоза соответственно на дизельном и ВТЭ, тыс. руб.;
- годовой объем работы или производства валовой продукции в базисном варианте.
Эксплуатационные расходы по базисному и расчетному вариантам определяют по следующей формуле:
(9.25)
где - заработная плата локомотивных бригад, тыс. руб.;
- затраты на топливо, тыс. руб.;
- затраты на текущий ремонт, тыс. руб.;
- затраты на материалы, в том числе на смазочные масла, тыс. руб.;
- основные и накладные прочие расходы, тыс. руб.
, (9.26)
где - цена одной тонны дизельного топлива, тыс. руб.;
- годовая потребность дизельного топлива, т.
, (9.27)
, (9.28)
где - затраты на оборудование и трубопроводы, необходимые для работы тепловоза на тяжелом топливе, тыс. руб.;
- затраты на проведение моточисток.
В формулах одним штрихом обозначены затраты при работе на дизельном топливе в базисном варианте, двумя штрихами – затраты при работе на тяжелом топливе в расчетном варианте.
, (9.29)
где и - затраты на смазочные масла соответственно при работе на дизельном и тяжелом топливе.
, (9.30)
, (9.31)
где и - соответственно 1 т смазочного масла типа М12В и потребность в нем тепловоза на год (базисный вариант);
и - то же, масла типа М16Е (расчетный вариант).
Кроме того, в качестве основных показателей эффективности замены дизельного топлива тяжелыми сортами топлива на тепловозах в расчете также принимают:
уменьшение потребности дизельного топлива (тыс. т)
, (9.32)
потребность тяжелого топлива , (в тыс. т);
экономический эффект использования 1 т тяжелого топлива (в руб./т):
, (9.33)
средневзвешенный экономический эффект (в руб./т) применения 1 т тяжелого топлива по тепловозам, работающим на моторном топливе ДТ:
, (9.34)
Под моточисткой понимают полную переборку и очистку ЦПГ двигателя, очистку продувочного и выпускного коллекторов, регулировку дизеля и другие мелкие работы.
При расчете расходов на моторное топливо ориентировочно можно принять, что во время маневров и для запуска двигателя используют дизельное топливо (примерно 10% общего расхода).
Ежегодные затраты на текущий ремонт оборудования, необходимого для работы на тяжелом топливе, составляют порядка 5% стоимости этого оборудования.
На основании данных теплотехнических испытаний отечественных и зарубежных судовых и тепловозных дизелей удельный расход топлива при работе на тяжелых сортах выше, чем при работе на дизельном, вследствие меньшей теплоты сгорания. Поэтому удельный расход моторного топлива в расчетах можно принимать на 3% выше, чем дизельного топлива [7].
Оборудование тепловозов дополнительными устройствами, необходимыми для работы на тяжелом топливе, вызывает увеличение строительной стоимости транспорта на 0,5-1%, что приводит к повышению абсолютного размера амортизационных отчислений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.