3.Генеалогический метод.
Практически не исп., только когда есть инф- я о гене чел-ка и его родственников и есть hyp об ответ-ти гена за признак.
Триптофангидроксилаза – «злой человек», агрессивный
4.Популяционный метод.
Мутации в популяции. Изолированные популяции – редкость. Касты – древние общие предки. Бóльшая частота рака прямой кишки.
5.Молекулярно-генетические методы.
- взятие пробы ткани г.м. (1. хирург. больные, кот. н. удалять часть мозга 2. только что умершие 3. плоды выброшенные в ходе естеств. выкидыша 4. на ранних стадиях разв-я, если ♀ идет на аборт)
- выделение в чистой форме опр. белка, находящегося в г.м., но не встреч. в др. частях тела → связь с работой г.м.
- опр-е АК послед-ти данного белка
- опр-е нуклеотидной послед-ти соотв.гена
- обращение в комп.банк данных о геноме чел-ка – полная и точная послед-ть соотв. гена
- искусств.синтез послед-ти интересующего гена
- у 1000 чел-к берется проба крови → выделяют ДНК → к стенкам пипетки пришиваются цепочки искусств. синтезир. послед-ти ДНК → пипетка заполняется в-вом, через кот. медленно проходит ж-ть, внизу пипетки пробка → ДНК рвут на кусочки и нагревают → одинарные кусочки → ↓ t → комплиментарные пары ищут др.др. → пипетку промывают неск. раз → получают цепочку генов. Так делается для каждого чел-ка. → каждую пробу цепочки ДНК прочитывают и устанавливают нуклеотид. послед-ть → каждого чел-ка охарактеризуют → сравнивают людей → тестируют разными тестами.
6.Генетический анализ различных Ψфизиол. признаков у жив-х.
1) У всех ж-х НС сост. из одинаково устроенных нейронов. Различия:
· НС м.б. построена по типу нерв. трубки с нерв. пузырьком (хордовые)
· Узловая НС – нет мозга, но есть крупные узлы (черви, членистоногие, моллюски)
· Диффузная НС – нерв. клетки разбросаны по орг-му – кишечнополостные (гидра, кораллы)
2) Пр-п проведения нерв.импульсов у всех ж-х один и тот же: быстрый биол ответ (ПК каскад, разворач. на мембранах нерв.кл.)
3) Молекулярный аппарат проведения нерв.импульса похож у самых разных ж-х.
Т.о., в Ψгенетике м. работать с жив-ми, данные переносятся на чел-ка и проверяются уместными сп-бами.
Чел-к – плохая модель, т.к.:
1.↓ плодовитость
2.очень > продолж-ть жизни (> t интервал между поколениями)
3.дороговизна содержания
4.этич. аспекты.
Эксп-т: мухи в 0 стаканчике → свет над 1→ мухи в 1→ незнакомое пахучее в-во (1) на стенках 1→ эл-ток→свет в 0→мухи в 0 → отдых→ свет над 2→ мухи во 2→незнакомое пахучее в-во (2) на стенках 2→ током не бьют → свет в 0 → мухи в 0 → отдых 3-4 мин. Это 1 цикл, всего – 3-4 цикла. Затем:
Мухи в 0 (свет)→ подводят 1 (тоже свет) → мухи выбирают → учитывается к-во мух перелетевших в 1 (n1)
Мухи в 0 (свет)→ подводят 2 (тоже свет) → мухи выбирают → учитывается к-во мух перелетевших в 2 (n2)
В норме n2>n1. Это УР.
Коэффициент обучаемости: K = (n2 – n1)/N. Он в норме 30%. Есть 2% - мутанты по 1 гену (моногенные мутанты). Есть 60% - гениальные мутанты. Есть при норм. t воздуха – гениальны, а при ↑ на 5°С ничего не м. сделать.
Память – проверяется через 3-4 мин. Дрозофила живет 2 нед., т.о. 8 ч для нее – это много.
1 – норма
2 – мутанты с пониж. обуч-тью
3 – мутанту с наруш. памятью.
У дрозофилы 3 типа памяти:
- долгосрочная
- среднесрочная
- краткосрочная ген linnot→ норм. обуч-ть →ген rutabaga, ген dunce → КП → ген amnesia → СП → ген CREB→ДП
↓
radish → постнаркотическая память (этил.спирт)
Биол. срок жизни чел-ка ~ 35-40 лет. У чел-ка есть много заболеваний, кот. проявл. с возраста 35 лет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.