Молекулярно-генетические основы развития. Методы Ψгенетики, страница 3

Медленный биол. ответ – транскрипционный (ТФ); за минуты, часы, дни, недели; у растений, грибов и бактерий; иммунный ответ, загар, гормональные воздей-я.

Сигнал → в/д сигнала с рецептором → рецептор изменяет конформацию и превращается в ТФ1 → … → запуск транскрипции гена, кодирующего ТФn-1 → запуск ТФn-1 → запуск транскрипции ген, кодирующего ТФn → запуск ТФn → запуск транскрипции гена, кодирующего белок Х → запуск некоего белка Х (он – новый) → медленный биол.ответ.

Не все р-и совместимы → разделение клетки на отсеки, гл.пр-п – разделение по f.

Царство

Отсеки вклетке

Тип питания

Клеточные стенки

Бактерии

(прокариоты

Авто-, гетеротроф.

+

Эукариоты

Растения

+

Автотроф. орг→неорг

+ (целлюлоза)

Грибы

+

Гетеротроф. из чужих

+

(хитин)

Животные

+

Гетеротроф.

Клеточные стенки – организм малоподвижен. Вся жизнь – это реализация базовой жизненной стратегии.

НС – обеспечивает реализацию быстрых биол. ответов.

Гормональная система – медленные биол. ответы:

1.Переходный возраст

2.Беременность

3.Климакс

Человек – это выход и биол. тупика под название человекообразные обезьяны.

Методы Ψгенетики

1.Вычленение элементарных Ψ. (Ψфизиол.) хар-к.

·  стабильные хар-ки

·  учитываются качественно - + или –

·  спец. системы пересчета оценок по возрастам

·  м-ка проведения иссл-я

3 фактора, от кот. зависят признаки:

1)  генетич. инф-я одного орг-ма.

2)  стадия разв-я орг-ма.

3)  влияние внеш.среды.

Спец.модельные эскп-ты, где 2 фактора – const и изучаются влияния 3-го.

Ψфизиол.особ-ть груд. реб-ка

Ψ. особ-ть у взр.

Ср.t в течении кот. реб-к не двигается

Суетливость

Min ур-нь внеш. раздр-ля необх. для привлеч-я вн-я реб-ка

Впечатлительность

Пытается достать недосягаемую игрушку: отказ от этого или плач

Настойчивость, упорство

Реб-к пытается решать не решаемую задачу → ур-нь отвлек. сигнала, чтобы он переключил вн-е

Сосредоточенность/легкая отвлекаемость

Реб-ку предъявл. новый объект, оценивается р-я реб-ка: приближение или удаление

Любознательность/ настороженность

Привыкание. Как ведет себя с новым предметом: дружественно или агресс.

Степень агресс-ти/ доброжел-ти

Доля t  в течение сытого, сухого, здорового бодр-я, когда реб-к плачет. У ж-х: чем < кричит, тем > шансов выжить.

Оптимизм / пессимизм

2.Близнецовый метод.

1 мес. – 1 яйцеклетка.

Дизиготные близнецы (гормонал. разбалансировка) и монозиготные близнецы (после 1-го деления клетки отделились др. от др.). Монозиг. – клоны. Н. пробы крови и обсл-е генетич.

Иссл-е: берут много монозиг.бл., тестируют в одинак. усл-ях → ищут совпавшие пары по опр. признаку (конкордантные) и несовпавшие (дисконкордантные), влияние среды у них почти одинаково. Н. изучать еще дизигот.бл.: такое же к-во, те же тесты, ищем конкордантные пары

Итог: конкордант. (моно) >(ст.значимо) конкорд. (ди). Т.о., обнаружено заметное генетич .влияние на данный Ψ.признак. если = - заметного генетич. влияния нет и данный признак определяется средой. Если «–» - принципиально неверно проведено иссл-е.