Тактичный человек не станет бесцеремонно делать замечания новому или более молодому сотруднику, не позволит себе безапелляционных высказываний; увидев на лице сослуживца тень озабоченности или огорчения, не будет назойливо допытываться о причинах его состояния, давать непрошеные советы, вмешиваться в личные дела и распространять информацию личного характера, полученную в конфиденциальном порядке.
Тактичный человек всегда постарается согласовать свои поступки с учетом особенностей возраста, пола, служебного положения, места и обстоятельств ситуации общения, наличия или отсутствия посторонних лиц и т.д. Общее требование к нравственному человеку быть тактичным в деятельности юристов может выражаться в специфических профессиональных правилах поведения. Например, в профессиональной оперативно-розыскной деятельности сотрудники должны соблюдать следующие правила:
не проявлять интерес к действиям, выполняемым коллегами, составляемым ими документам, к фактам, ими исследуемым, а также к лицам, с которыми они контактируют;
без необходимости не делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени и целей проведения оперативно-розыскных мероприятий, его исполнителях и т.п.;
каждый из сотрудников, привлекаемых к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен о них (объектах, целях, участниках, месте, времени и т. п.) только в той части, которая необходима для успешного выполнения своих функций (действий) в ходе проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия.
Приведенные правила не являются следствием обстановки недоверия оперативных работников друг к другу. В морально здоровом коллективе следование им является совершенно естественным. Это всего лишь «правила игры», которые «разгружают» моральную напряженность в коллективе, исключают возникновение обстановки подозрительности1.
Одно из требований служебного этикета - скромность. Скромный человек - это прежде всего умеренный в своих требованиях, невзыскательный, не ставящий себя выше других. Нескромный - самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, заносчивый, наглый, нахальный.
К сожалению, понятие скромности в общественном сознании в последнее время в значительной степени девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, сегодня не проживешь. Однако представьте себе два типа начальника. Один - грубый, высокомерный с подчиненными, без тени колебания приписывающий себе их успехи, что не мешает ему сваливать на них же ошибки, совершенные из-за его недостаточной компетентности и нежелания вовремя прислушаться к мнению других и принять взвешенное решение; человек, уверенный, что все знает сам, а подчиненные ему нужны лишь как послушные исполнители.
Другой - интеллигентный, воспитанный человек, который никогда не позволит себе повысить голос на подчиненных, не боится брать на себя ответственность за совершенные хотя бы отчасти по его вине просчеты в работе, умеет внимательно выслушать и прислушаться к мнению сотрудников. Легко догадаться, с каким руководителем легче и приятнее работать, где лучше психологический климат, меньше конфликтов и выше коэффициент отдачи каждого работника.
Что касается подчиненного, то его умение держаться скромно - показатель устойчивости его личности, способности владеть собой при любых обстоятельствах и сохранять чувство личного достоинства даже перед лицом начальственного хамства.
Следование общепринятым правилам этикета в служебной обстановке придает отношениям людей, работающих в одном учреждении, особую теплоту, приветливость и доверительность, что не может не сказаться положительно на качестве и эффективности их работы. Эти правила помогают проявлять деловитость в служебных отношениях, т.е. высокую требовательность к выполнению профессиональных задач, ответственность за их эффективное выполнение и вместе с тем оптимизм, уверенность, инициативность в их решении.
Важнейший принцип, на котором основываются требования современного делового этикета, - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно повернутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишенное изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.
Неприятное впечатление производит появляющееся на работе должностное лицо в расстегнутом пиджаке или вообще без пиджака, в помятой рубашке, со сдвинутым набок галстуком, с взъерошенной прической, небритый, жующий жвачку, с руками, засунутыми в карманы брюк. Напрашивается вопрос: что это, отсутствие культуры или неуважение к сослуживцам, эстетическая глухота или намеренная игра в «своего парня»?
Другой пример. В коллектив приходит новый работник. В кабинете, где ему предстоит работать вместе с другими сотрудниками, заведен порядок: на рабочих столах ничего лишнего, все соблюдают тишину и порядок. Но новичок на прежнем месте работы привык к другому стилю и немедленно переносит его на свое рабочее место. Стол его вскоре начинает напоминать поле боя: в беспорядке разбросанные бумаги, книги, тут же расческа, кружка с чаем, постоянно забегают «перекинуться словом» знакомые, не обращая внимания на сидящих рядом сотрудников. Рано или поздно конфликт в этом случае неизбежен. Причина - эстетическая и этическая «глухота». Единство формы и содержания поступка - одно из требований современного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.