РАЗДЕЛ II
ЭТИКА ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Цель: дать студентам представление о профессиональной этике юриста; учить устанавливать межпредметные связи; воспитывать любовь к будущей профессии.
План:
1. Социальные и нравственные нормы.
2. Происхождение морали.
3. Специфика морали. Мораль и право.
4. Юридическая этика.
Вопрос 1. Слово «этика» происходит от греческого слова «ethos» – нравы, закон предписание. Слово «мораль» – от латинского слова «moris» – нравы, обычаи и т. п. Этика – это наука о морали, нравственности. Мораль – форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе.
В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведения людей. Социальные нормы – общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главные регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий. Для того чтобы лучше понять сущность моральных норм, рассмотрим другие виды социальных норм.
Обычаи – общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
Ритуалы – правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности (например, ритуал посвящения в воины).
Традиции – наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
Права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
Религия – духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
Нормы общественных организаций – представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренные уставами этих организаций.
В отличие от всех вышеперечисленных норм нравственности или морали – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Иногда эти нормы называются нравами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «преступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов» и т. п.
Нравственные нормы содержаться в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. ярким примером такого свода морально-нравственных норм является Кодекс поведения должностных лиц по поддерживанию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1979 г.
Существуют разные уровни этического знания о природе морали: описательный (описывается «что такое хорошо и что такое плохо»); нормативно-критический («как жить нельзя», «как надо жить»); теоретический (зачем быть нравственным, зачем быть добрым?); нормативно-педагогический (как сделать так, чтобы нравственных людей больше было?).
На разных уровнях развития этических знаний решаются разные задачи:
а) на описательном уровне – описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;
б) на нормативно-критическом – предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;
в) на теоретическом уровне – объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;
г) на нормативно-педагогическом – учить морали, то есть способствовать нравственному совершенствованию людей.
Этика – древняя наука, возникла в лоне философии. Можно выделить основные этапы развития этических учений.
1. Этика Древнего Востока и Древней Греции.
2. Этика Средневековья, соответствующая феодальному развитию.
3. Этика эпохи возрождения и Нового времени (с XV по XIX вв.):
4. Эту тенденцию выражает и марксистская этика, которая стремилась открыть социальное, историческое бытие как источник нравственности, определяющий ее основание.
Основные черты марксистской этики:
¨ акцент на социальную сущность человека (человек – совокупность общественных отношений);
¨ мораль – конкретно-исторична: «нет и не может быть морали единой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.