Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Этика и психология делового общения» для студентов специальности «Менеджмент (в торговле)»

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

федеральное  агентство  по  образованию


воронежский  государственный

промышленно-гуманитарный  колледж


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Для студентов специальности 080501

«Менеджмент (в торговле)»

дневной формы обучения

ВОРОНЕЖ

2007

 



ББК 87.774

М54

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

Составитель

м54

Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Этика и психология делового общения» : для студентов специальности 080501 «Менеджмент (в торговле)» дневной формы обучения / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Н.Г. Афанасьева]. – Воронеж : ВГПГК, 2007. – 12 c.

Излагается краткое содержание тем: «Имидж делового человека», «Деловые приемы», «Презентация», «Психология стресса»; предлагаются литература и рекомендации по их изучению, вопросы для самоконтроля.

ББК 87.774

© Афанасьева Н.Г., 2007

© Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2007


В курсе «Этика и психология делового общения» рассматриваются закономерности коммуникативного взаимодействия с учетом как вербальных, так и невербальных аспектов общения, а также искусство поддержания деловых отношений.

На формирование социально-психологической компетентности молодого специалиста большое влияние оказывает умение управлять конфликтными ситуациями, разрешать спорные вопросы, сохраняя хладнокровие.

Поддержание и развитие деловых отношений предопределяет умение организовывать публичные мероприятия, деловые приемы.

Непременным условием профессионального успеха специалиста выступает грамотная самопрезентация, одной из составляющих которой выступает имидж.

Цель методических указаний состоит в формировании представлений о структуре и закономерностях развития процесса делового общения.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

– научить применению приемов, способов, техник и технологий эффективного воздействия на делового партнера;

– адекватно оценивать собственные коммуникативные способности и возможности.

Изучение дисциплины способствует глубокому пониманию собеседника, его бессознательных и намеренных поступков и, как следствие, более эффективному деловому взаимодействию.

Для закрепления теоретических знаний по дисциплине предлагается выполнение реферативной работы на заданную тему и самостоятельное изучение следующих тем: «Психология стресса», «Презентация», «Деловые приемы», «Имидж делового человека».


Тема 1. Имидж  делового  человека

Самопрезентация – стремление к развитию отношений, самоутверждение личности, необходимость профессионального плана. Признаки, влияющие на первое впечатление о другом человеке: физический облик, экспрессия, оформление внешности, выполняемые им действия, переживаемые им состояния, личные качества. Имидж как фактор профессионального успеха.

Формирование внешнего облика. Цветотип. Формирование габаритного имиджа. Одежда как показатель образа мыслей и поведения. Сигналы, отражаемые одеждой. Стиль и профессия. Искусство одеваться: опрятность, мода, элегантность. Требования к деловому стилю. Модель поведения: стратегическая, этикетная.

Рекомендуемая литература

Аверченко Л.К. Управление общением : учеб. пособие / Л.К. Аверченко. – М. : ИНФРА-М, 1999. – С. 43–70, 108–122.

Андреев В.Ф. Золотая книга этикета / В.Ф. Андреев. – М. : Вече, 2004. – С. 338–346.

Афанасьев И. Деловой этикет / Илья Афанасьев. – Киев : Альтер-пресс, 1998. – С. 91–109.

Бороздина Г.В. Психология делового общения : учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2001. – С. 240–267.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений : учеб. пособие / Р.Н. Ботавина. – М. : Финансы и статистика, 2002. – С. 30–50.

Куницына В.Н. Межличностное общение : учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. : Питер, 2003. – С. 190–191, 317–319.

Полякова О. Деловой этикет в управлении впечатлением / Оксана Полякова. – М. ; Воронеж : Кварта, 2002. – С. 11–46, 109–118.

Методические указания по изучению темы 1

Дать определение понятию «самопрезентация». Описать признаки, влияющие на первое впечатление о другом человеке: физический облик, экспрессия, оформление внешности, выполняемые им действия, переживаемые им состояния, качества его личности. Обосновать утверждение: «Имидж – это фактор профессионального успеха».

Изучить условия формирования внешнего облика, роль цветотипа в формировании габаритного имиджа. Рассмотреть личностные особенности, определяющие темный, светлый, холодный, теплый, яркий, приглушенный цветотип. Обратить внимание на одежду, прическу, макияж, парфюмерию, аксессуары, осанку и походку. Проанализировать значение сигналов, отражаемых одеждой. Ознакомиться со стилями одежды, требованиями к деловому стилю. Сопоставить задачи моделей поведения: стратегической и этикетной.

Вопросы для самоконтроля

1.  Каким образом внешний вид влияет на формирование деловых отношений?

2.  Как вы понимаете утверждение: «Имидж – это фактор профессионального успеха»?

3.  Что не допустимо для гардероба государственного служащего?

4.  Каковы основные требования к гардеробу мужчины?

5.  Какой деталью мужского гардероба подчеркивается его индивидуальность?

6.  Каковы основные требования к гардеробу женщины?

7.  В чем различие светлого и холодного типов?

8.  К какому типу следует отнести Аллу Пугачеву?

9.  В чем различие стратегической и этикетной моделей поведения?

Тема 2. Деловые  приемы

История возникновения делового этикета. Формы регулирования поведения человека: правовые нормы, обычаи и традиции, привычки, нормы морали и нравственности. Принципы делового этикета.

Цель и назначение деловых приемов. Классификация деловых приемов: формальные и неформальные; приемы с рассадкой и без рассадки; дневные и вечерние. Виды приемов. Порядок организации и проведения приемов. Правила пользования столовыми приборами, обращения с различными

Похожие материалы

Информация о работе