Тема: Формальные и неформальные группы.
Цель: дать студентам знания об особенностях функционирования неформальных групп, учить устанавливать взаимосвязь со структурой малой группы; применять полученные знания на практике.
План:
1. Понятие формальная группа, ее характеристика.
2. Понятие неформальная группа, ее характеристика.
1 вопрос. Формальная или официальная группа это реальная или условная общность людей, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Она всегда имеет определенную нормативно заданную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. В пределах этой структуры каждый работник, выполняя определенные функции, должен взаимодействовать с остальными членами организации предписаным ему образом. Характер взаимодействия обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовой регламентацией, что зафиксировано в официальных положениях, инструкциях, приказах и других нормативных актах.
Факторы, влияющие на организационную структуру первичного производственного коллектива:
а) характер задач, стоящих перед данным коллективом. Совместная работа создает оптимальные условия для формирования сплоченности и взаимной ответственности.
б) особенности организации труда. В зависимости от специфики стоящих задач, члены группы без вмешательства руководителя производят перераспределение обязанностей, функций.
в) социально-демографические, психологические и социальные особенности его членов. Гомогенность по ряду признаков способствует сплочению коллектива, герерогенность способствует появлению неформальных групп внутри коллектива.
г) интересная работа, престиж коллектива, наличие друзей.
д) степень авторитетности руководителя, эффективность выполнения им своей официальной роли.
е) количественный состав коллектива. Связи в группе, состоящей из 5 – 10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности коллективах.
Организация это всегда формальная, официальная группа. Руководя такой группой надо помнить, что развитие организации – это развитие людей. За это развитие отвечает руководитель. Организация как официальная группа в своем развитии может пройти следующие фазы:
1. «Пионерная» фаза. Преимущества: ясная целеустановка и высокая мотивация всех. Хорошая коммуникация. Каждый оказывается там, где он больше всего нужен. Быстрые решения. Недостатки: отсутствие опыта в некоторых областях. Недооценка некоторых, на первый взгляд малозначительных, факторов. Эта фаза может дать толчок фазе бурного роста, которая несет негативные элементы: события выходят из под контроля, размывается ответственность, ощущается недостаток информации, возникают стрессы. Отсутствует взаимопонимание, возможен холостой ход, нарушаются согласованные сроки, появляются трудности с ликвидностью, идет борьба за власть.
2. Фаза организации и консолидации. Преимущества: рост в координируемом и контролируемом направлении. Четко регулируются вопросы компетенции и ответственности. Обеспечивается надежность коммуникационных связей. Организация стоится на деловой основе без привязки к конкретным людям. В работе больше порядка и систематизации. Недостатки: процессы замедляются. Дисциплина накладывает ограничения. Больше промежуточных, а не конечных целей. Люди «первого призыва» чувствуют разочарование. Из этой фазы может вытекать фаза бюрократизации при которой формуляры становятся важнее дела. Множатся предписания и «основные направления». Собственно цели уходят на второй план. Идут бумажные войны. Затраты увеличиваются. Приказы заменяют мотивацию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.