Александровск-Сахалинский педагогический колледж
Сахалинского государственного университета
Методическое пособие
По предмету: ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Александровск-Сахалинский
2004
Рассмотрено
На заседании ЦК
Педагогики и психологии
«___»________2003г.
Председатель ЦК
Рецензенты:
Настоящее методическое пособие адресовано студентам очного и заочного отделения специальности 0314 «Социальная педагогика». Оно создано с целью оказать помочь студентам по овладению предметом «Тренинг личности роста».
В нем представлен сценарий трехдневного тренинга личностного роста, материалы к практическим занятиям по данному курсу, список используемой литературы.
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………………………….4
Содержание тематического плана………………………………………………………………6
Сценарий трехдневного тренинга личностного роста………………………………………...7
Практические занятия………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………………………59
Пояснительная записка
В учебный план специальности 0314 «Социальная педагогика» впервые введен курс «Тренинг личностного роста», который не обеспечен необходимым материалом.
Решение написать данное методическое пособие обусловлено своеобразием и специфичностью данного предмета.
Так что же такое тренинг личностного роста? Специалисты считают, что это психологическое воздействие, основанное на активных групповых методах работы. Это форма специального организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
В процессе таких занятий у будущего социального педагога происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим.
Задачи тренинга личностного роста – помочь студенту выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т.е. характерными для каждого. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:
1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа («взгляд со стороны»). Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.
2. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими (так называемый механизм обратной связи). Данный метод позволяет участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. Этот способ самооценки, который может помочь развитию личности или помешать этому процессу. В группе тренинга необходимо осуществлять постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимую коррекцию.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т.е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в свое «Я», получение опыта понимания собственного внутреннего мира.
5. Восприятие себя через оценку внешнего облика. В данном случае участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и на этой основе развивать себя и свои возможности.
Программа данного курса составлена так, что студент в течение трехдневного тренинга (18-24 ч) сам является его непосредственным участником. Он через чувственное восприятие понимает особенности данного вида работы; знакомится и отрабатывает навыки проведения различных видов упражнений, учится их анализировать; самостоятельно составлять сценарий одного дня и проводить отдельные упражнения.
Данное пособие предназначено студентам очного и заочного отделения специальности 0314 «Социальная педагогика», педагогам-психологам, социальным педагогам.
Содержание тематического плана.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная учебная нагрузка студента, час. |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа студента |
||
Всего |
Лекций |
Лабораторно-практические |
||||
Раздел I Понятие о личности |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
|
1.1. |
Психологический мир человека |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
1.2. |
Суть «Я– концепции» |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
1.3 |
Диагностика личностных качеств и профессионально значимых качеств |
4 |
2 |
- |
2 |
2 |
Раздел II. Организация тренинга |
8 |
6 |
6 |
- |
- |
|
2.1 |
Задачи, цели и возможности тренинга |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
2.2 |
Групповая динамика |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
2.3 |
Руководство психокоррекционной группой |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
Раздел III. Технология упражнений, используемых в тренинге личностного роста |
16 |
12 |
- |
12 |
4 |
|
3.1 |
Разминка |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
3.2 |
Упражнение на интенсивное пространственное взаимодействие |
6 |
2 |
- |
2 |
4 |
3.3. |
Упражнения на новый сенсорный опыт |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
3.4. |
Упражнения на «границы психологических пространств» |
2 |
2 |
- |
- |
- |
3.5. |
Упражнения на речевые действия |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
3.6. |
Упражнения на быстрый отдых и расслабление |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
Раздел IV. Особенности действий тренера в тренинге личностного роста |
12 |
8 |
2 |
6 |
4 |
|
4.1 |
Принципы построения отдельного дня тренинга |
6 |
2 |
2 |
- |
4 |
4.2 |
Действие тренера в нестандартных и кризисных ситуаций |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
4.3 |
Приемы и результаты оценки эффективности тренера |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
4.4 |
Организация и проведение отдельных элементов тренинга. Зачет по предмету. |
4 |
4 |
- |
4 |
- |
ВСЕГО: |
48 |
34 |
12 |
22 |
16 |
Сценарий трехдневного тренинга личностного роста
Цель: Познакомить студентов друг с другом, помочь осознать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.