В коррекционной группе дошкольного образовательного учреждения проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. В них учитываются возрастные особенности развития речи, особенности речевого развития детей с нарушениями речи, позволяющие выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе. Методика развития речи в группе основана на следующих задачах.
· Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
· Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
· Тесная связь с логопедическими технологиями.
· Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.
· Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.
· Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
В группе имеется картотека игр, методические пособия, рассчитанные на возраст и особенности детей с нарушениями речи. Игры и бросовый материал для развития мелкой моторики руки и работа по ее совершенствованию; картотека занятий по развитию речевого слуха; перспективные планы по лексическим темам.
Систематическая работа и методики, правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей с нарушениями речи возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. (Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года - сентябрь – октябрь первого года обучения).
По итогам диагностики мы определяем сильные и слабые стороны речи, уровни развития детей по всем направлениям программы каждого ребенка. Проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования (сравнивается каждое полугодие и второй год обучения с первым годом), выявляют наиболее характерные для конкретной группы речевые недостатки, исправлением которых занимаются в ходе фронтальных, индивидуальных и подгрупповых форм работы.
На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаются пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.
После обследования речи мы разделили детей на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.
Дети были поделены на три подгруппы по степени сложности выявленных речевых недостатков.
В первую подгруппу («Слабая») вошли дети с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития), которые требовали самого пристального внимания, систематической подгрупповой и индивидуальной работы, с низким уровнем развития.
Во вторую подгруппу («Средняя») вошли дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы, средний уровень развития и выше низкого.
В третью подгруппу («Сильная») вошли дети, с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы, уровень развития выше среднего.
При подобном распределении детей оба педагога занимаются со всеми подгруппами, однако, интенсивность работы с каждой из них разная. С детьми педагоги работают каждый день (в режимных моментах, в свободное от занятий время утром и вечером). Интенсивность работы с подгруппами детей определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года.
В течение года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от их успехов. Так, дети из первой подгруппы, достигнув определенных положительных результатов, могут быть переведены во вторую и даже (позже) в третью подгруппу. Мы радуемся, когда в течение года количество детей в первой подгруппе уменьшается, а в третьей увеличивается.
Деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка.
Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется еженедельно согласно лексической теме.
Для более успешной систематической индивидуальной и подгрупповой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.