Деловые и ролевые игры, как одна из форм интерактивного обучения, в рамках предмета «Социальная психология»: Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Следует отметить, что люди лучше усваивают знания в располагающей к этому обстановке. Они стремятся к выполнению упражнений, которые приятны и легко усваиваются. Этим и подчеркивается важность создания хорошей обстановки для проведения занятий.

2. Закон упражнения. Практика ведет к совершенству. Простой разговор – это не лучший способ убедить группу в правильности Вашей точки зрения. Если Вы хотите обсудить с группой важный вопрос, именно игра может быть прекрасной возможностью в достижении цели. Можно уверенно сказать «Люди изучают путем созидания». Научно доказано, что люди запоминают что-либо гораздо лучше, если это связано с каким-нибудь видом физической или умственной активности. Поскольку игры и упражнения неизменно требуют участия в них, они ярко отражают важность для изучения процесса повторения.

3. Закон подготовленности. Этот принцип касается мотивирования и внутреннего желания людей хорошо делать работу. Этот закон также обязывает учитывать время суток, день недели и т. д. В связи с тем, что игры сориентированы на участников, то, для успешного проведения игры, необходимо увеличить мотивацию.

4. Закон ассоциаций. Это базовый принцип обучения, как для взрослых, так и для детей. Суть данного закона заключается в том, что усвоение новых сведений будет более эффективным, если они базируются на уже собранной информации.

Таким образом, при грамотном применении в процессе обучения интерактивных технологий, можно расширить область рассматриваемой теории, так как именно в процессе интеракции, возможно, наиболее полно проиллюстрировать взаимосвязь целей и способов изучения.

2. Деловая игра, методика ее проведения

Интерактивное обучение осуществляется с помощью деловых и ролевых игр. Любым нашим действиям предшествует их моделирование. Привычные, многократно повторяющиеся действия и движения моделируются бессознательно, автоматически. Вероятно, это и привило к проявлению деловых игр. В основе деловых игр лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику, обеспечивающие включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него – мотив чужого поведения – необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через игровое взаимодействие. Деловые игры более полно воспроизводят реальность и формируют у студентов навыки практического применения полученных знаний.

Основные признаки учебной деловой игры:

1.  Моделирование процесса деятельности.

2.  Наличие общей цели у игрового коллектива.

3.  Коллективная выработка решений участниками игры.

4.  Реализация в процессе игры «цепочки решений».

5.  Многовариантность решений, включая альтернативные.

6.  Наличие управляемой эмоциональной напряженности.

7.   Наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Деловой игре предшествуют лекции, практические занятия, семинары. Итогами игры являются:

лучшее усвоение материала, приближение обучения к реальным условиям, коллективная ответственность за подготовку и уровень знаний каждого студента, сокращение периода адаптации в будущей деятельности, умение находить оптимальные решения.

Занятие с использованием деловых игр состоит  из двух блоков: теоретического (вводного) и практического. Теоретический блок представляет собой усвоение того или иного учебного материала, проговаривания отдельных ключевых моментов теории и т. д. Практический блок представляет деловую игру, в ходе которой студенты должны отработать на практике теоретические положения в новой для себя ситуации.

Роль преподавателя как руководителя игры заключается  в следующем:

o  вступительным словом начать занятие, акцентировать актуальность проблемы, объявить цель и задачи, настроить студентов на групповую работу;

o  сформулировать и задать вопросы теоретического характера, уточнить понятия темы;

o  организовать практическую часть: объявить игровую цель и задачи

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
153 Kb
Скачали:
0