Наиболее часто для этой цели используют показатель групповой сплоченности:
где n – число членов в изучаемом коллективе.
Коллектив считается сплоченным, если его индекс сплоченности больше половины, в противном случае он считается малосплоченным.
Результаты работы:
Матрицы и социограммы «Взаимовыборы», «Взаимные отклонения», «Ожидаемые выборы», «Ожидаемые отклонения».
Интерпретация.
Тема 30. Социально-психологические явления в малой группе
Цель: Уточнить представление студентов о способах воздействия группы на личность. Помочь им осознать, что группа может оказывать на личность положительное, так и отрицательное влияние. Помочь осмыслить приемы психологического воздействия, использующиеся в поведенческих технологиях практической работы с людьми.
План семинара:
1. Сущность социально-психологического воздействия.
2. Характеристика социально-психологического воздействия.
3. Положительное воздействие группы на личность.
4. Отрицательное влияние группы на личность.
5. Влияние внутренней системы самоконтроля у человека на воздействие группы.
Литература:
1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 688 с.
2. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А Бодалев, В.Н Казанцев [и др]; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 600 с.
3. Хрестоматия по социальной психологии: учебное пособие для студентов / сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1999. – 222 с.
Тема 31. Диагностика фрустрации как показателя негативного влияния группы на личность
Цель:научить студентов работать с проективной методикой «Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга»; обрабатывать и интерпретировать результаты.
Обоснование темы: практикующий социальный педагог должен иметь четкие представления об объекте изучения, знать его показатели, видеть социально-психологическое явление, уметь подобрать адекватную диагностическую методику и грамотно в процедурном отношении провести диагностику. На формирование межличностных отношений в группе влияют: самооценка, тревожностью, фрустрация (состояние напряжения), расстройства, беспокойства, вызываемые неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимые (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствия ми на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация.
Объект исследования: личность.
Методика проведения работы:
1. Получение инструкции.
2. Предъявление стимульного материала.
3. Фиксация ответов.
4. Оценка теста.
5. Интерпретация.
Результаты работы и их оформление: сдать бланк ответов с реакциями на фрустрацию. Интерпретация.
Тема 32. Тестовый опрос по разделу
Цель: закрепить знания студентов по разделу; учить применять знания в нестандартной ситуации.
№№ вопросов:
1-й уровень: 1, 4, 5, 6
2-й уровень: 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 17
3-й уровень: 4, 5, 8, 13
Решение психологических задач.
Результаты работы: выполненный тест.
Раздел 5. Основы психологии труда
Тема 35. Как готовить к профессиональной деятельности
Цель: учить студентов проводить занятия с использованием интерактивных технологий по профориентации; применять полученные знания на практике; самостоятельно составлять сценарий занятий; отработать технологию проведения.
Обоснование темы: В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Одной из возможных технологий, обеспечивающих данное развитие, может стать практикум «Готовлюсь к профессиональной деятельности», направленный на осознание и формирование профессионально важных качеств личности, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в реальном трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.
Объект исследования: личность.
Методика проведения работы:
1. Работа с раздаточным материалом, его анализ.
2. Составление сценария занятия на одну из тем.
3. Проведение своего занятия.
4. Обсуждение проведенной работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Какой стиль деятельности вы чаще выбираете: ведомого или ведущего?
2. Как человек прогнозирует поведение других людей?
3. Что влияет на формирование групповой сплоченности?
4. На основе чего формируются представления о важных профессиональных качествах личности?
5. Насколько адекватно вы оцениваете развитие у себя профессионально важных качеств?
6. Какую стратегию взаимодействия вы выбираете для достижения целей?
Результаты работы и их оформление: сдать сценарий разработанного занятия.
6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ). РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
6.1. Контрольные работы (заочное отделение)
Тема 1. Становление и развитие социальной психологии как науки
План:
1. Социальная психология в системе научного знания.
2. Современные представления о предмете социальной психологии.
3. Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллектива.
Практическое задание. Покажите взаимосвязь социальной психологии с другими науками.
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленных включенностью их в социальные группы, а так же психологические особенности самих этих групп.
В процессе уточнения процесса социальной психологии, как науки можно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.