Учебно-методический комплекс по дисциплине "Социальная психология", специальность "Социальная педагогика"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Наиболее часто для этой цели используют показатель групповой сплоченности:

где n – число членов в изучаемом коллективе.

Коллектив считается сплоченным, если его индекс сплоченности больше половины, в противном случае он считается малосплоченным.

Результаты работы:

Матрицы и социограммы «Взаимовыборы», «Взаимные отклонения», «Ожидаемые выборы», «Ожидаемые отклонения».

Интерпретация.

Тема 30. Социально-психологические явления в малой группе  

Цель: Уточнить представление студентов о способах воздействия группы на личность. Помочь им осознать, что группа может оказывать на личность положительное, так и отрицательное влияние. Помочь осмыслить приемы психологического воздействия, использующиеся в поведенческих технологиях практической работы с людьми.

План семинара:

1.  Сущность социально-психологического воздействия.

2.  Характеристика социально-психологического воздействия.

3.  Положительное воздействие группы на личность.

4.  Отрицательное влияние группы на личность.

5.  Влияние внутренней системы самоконтроля у человека на воздействие группы.

Литература:

1.  Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 688 с.

2.  Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А Бодалев, В.Н Казанцев [и др]; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 600 с.

3.  Хрестоматия по социальной психологии: учебное пособие для студентов / сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1999. – 222 с.

Тема 31. Диагностика фрустрации как показателя негативного влияния группы на личность

Цель:научить студентов работать с проективной методикой «Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга»; обрабатывать и интерпретировать результаты.

Обоснование темы: практикующий социальный педагог должен иметь четкие представления об объекте изучения, знать его показатели, видеть социально-психологическое явление, уметь подобрать адекватную диагностическую методику и грамотно в процедурном отношении провести диагностику. На формирование межличностных отношений в группе влияют: самооценка, тревожностью, фрустрация (состояние напряжения), расстройства, беспокойства, вызываемые неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимые (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствия ми на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация.

Объект исследования: личность.

Методика проведения работы:

1. Получение инструкции.

2. Предъявление стимульного материала.

3. Фиксация ответов.

4. Оценка теста.

5.  Интерпретация.

Результаты работы и их оформление: сдать бланк ответов с реакциями на фрустрацию. Интерпретация.

Тема 32. Тестовый опрос по разделу

Цель: закрепить знания студентов по разделу; учить применять знания в нестандартной ситуации.

№№ вопросов:

1-й уровень: 1, 4, 5, 6

2-й уровень: 1, 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 17

3-й уровень: 4, 5, 8, 13

Решение психологических задач.

Результаты работы: выполненный тест.

Раздел 5. Основы психологии труда

Тема 35. Как готовить к профессиональной деятельности

Цель: учить студентов проводить занятия с использованием интерактивных технологий по профориентации; применять полученные знания на практике; самостоятельно составлять сценарий занятий; отработать технологию проведения.

Обоснование темы: В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Одной из возможных технологий, обеспечивающих данное развитие, может стать практикум «Готовлюсь к профессиональной деятельности», направленный на осознание и формирование профессионально важных качеств личности, способствующих саморазвитию, сознательному профессиональному выбору. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в реальном трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности.

Объект исследования: личность.

Методика проведения работы:

1.  Работа с раздаточным материалом, его анализ.

2.  Составление сценария занятия на одну из тем.

3.  Проведение своего занятия.

4.  Обсуждение проведенной работы.

Вопросы для обсуждения:

1.  Какой стиль деятельности вы чаще выбираете: ведомого или ведущего?

2.  Как человек прогнозирует поведение других людей?

3.  Что влияет на формирование групповой сплоченности?

4.  На основе чего формируются представления о важных профессиональных качествах личности?

5.  Насколько адекватно вы оцениваете развитие у себя профессионально важных качеств?

6.  Какую стратегию взаимодействия вы выбираете для достижения целей?

Результаты работы и их оформление: сдать сценарий разработанного занятия.

6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ). РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

6.1. Контрольные работы (заочное отделение)

Тема 1. Становление и развитие социальной психологии как науки

План:

1. Социальная психология в системе научного знания.

2. Современные представления о предмете социальной психологии.

3. Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллектива.

Практическое задание. Покажите взаимосвязь социальной психологии с другими науками.

Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленных включенностью их в социальные группы, а так же психологические особенности самих этих групп.

В процессе уточнения процесса социальной психологии, как науки можно

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
655 Kb
Скачали:
0