Предмет, задачи и методы социальной психологии. Донаучный и научный периоды

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Социальная психология

Тема: «Предмет социальной психологии»

Цель: дать студентам знания о данном предмете; учить устанавливать межпредметные связи; применять знания на практике.

План:

1. Предмет, задачи и методы социальной психологии.

2. Донаучный период.

3. Научный период.

1 вопрос. На уровне обыденного сознания мы замечаем, что испытываем на себе влияние других людей и в соответствии с этим изменяем свое поведение, находимся под воздействием средств массовой информации, подвержены моде, традициям, общественным настроениям и считаемся с общественным мнением. Следовательно, каждый из нас живет в обществе не автономно, а включен в него. Причем каждый из нас не просто испытывает на себе влияние общества, но и строит свое поведение в соответствии с этим воздействием.

Мы замечаем, что воспринимаем слухи, относим окружающих людей к тому или иному типу, обмениваемся знаниями, умениями, навыками, опытом с окружающими людьми, т.е. вступаем и участвуем в общении.

Мы постоянно взаимодействуем с окружающими: согласовываем цели, задачи и порядок деятельности, играем социальные роли в той или иной должностной категории, так или иначе относимся друг к другу - с симпатией, антипатией, безразличием. Таким образом, все мы включены в статусно-ролевые и межличностные отношения.

Все приведенные единичные примеры относятся к социально-психологическим феноменам, составляющим предмет такой отрасли психологии, как социальная психология.

У нее длинная предыстория и короткая история. Предыстория связана с донаучным периодом, а история - с научным. Развитие социальной психологии можно разделить на два больших периода: донаучный и научный.

2 вопрос. Донаучный период принято называть еще феноменологическим. Такое название связано с выделением в середине XIX в. социально-психологических феноменов в отдельный класс психических явлений (народный дух, поведение толпы, подражание одних людей другим, формирование исторических типов мышления и сознания и др.). В этот период ученые лишь собирали, сравнивали и описывали собранный материал, не подвергая его экспериментальной проверке. Описательный характер изучения явлений определил и соответствующее название социальной психологии того периода как описательной социальной психологии. Официальной датой зарождения ее считается 1859 г., когда X. Штейнталь начал издавать на немецком языке журнал «Психология народов и языкознание».

В этот же период возникают первые социально-психологические концепции:

•  психология народов возникла в Германии и нашла свое отражение в трудах М. Лацаруса и X. Штейнталя;

•  психология масс - изучалась Г. Тардом, который в качестве универсального принципа объяснения социально-психологических явлений использует понятие психического подражания. Французский социолог Г. Лебон, в свою очередь, выдвигает принцип психического заражения, а итальянский юрист С. Сигеле обращает внимание на противопоставление психологии масс и элиты общества, на криминальную практику, имеющую общественный характер, на нивелировку личности в массе.

•  теория инстинктов социального поведения - разработана английским психологом Мак-Дауголлом, который в качестве ключевого понятия использует инстинкт, а причины поведения людей объясняет врожденными инстинктами. С именем этого ученого связывается «новая» дата зарождения социальной психологии, поскольку в 1908 г. под его авторством выходит в свет книга «Введение в социальную психологию»;

•  позднее свое новшество в развитие социальной психологии внес Ч. Кули, который разработал Я-концепцию как представление человека о себе самом. По его мнению, личность формируется в результате взаимодействия с окружающими людьми. В процессе этого взаимодействия человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех компонентов:

A) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

Б) того, как они реагируют на то, что видят;

B) того, как мы отвечаем на воспринимаемую нами реакцию других.

Таким образом, в рамках первого периода начинает оформляться предметная область социальной психологии, поставлен вопрос о необходимости изучать личность в социальном контексте, предприняты первые попытки объяснить поведение человека в сообществе с другими людьми. Вместе с тем, для данного периода характерны психологизирование природы общественных отношений и умозрительность, т.е. отсутствие экспериментальной базы в проверке разработанных теорий

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0