Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе (Презентация выпускной квалификационной работы)

Страницы работы

Содержание работы

Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного образовательного учреждения высшего образовательного учреждения «Сахалинский государственный университет» Выпускная квалификационная работа по социальной психологии

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе

Данной проблемой занимались: Л.С. Выгодский, А.В. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер и д.р.

Объект исследования: дети 6 лет. Предмет исследования: интеллектуальная готовность детей к обучению в школе. Цель: исследование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. .

Задачи: 1. Дать теоретическое обоснование интеллектуальной готовности к обучению детей в школе; 2. Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию восприятия и вербального интеллекта; 3. Разработать рекомендации по данной проблеме.

Гипотеза исследования: если проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу по развитию восприятия и вербального интеллекта, то появится возможность успешного прогнозирования интеллектуальной готовности.

Опытно-педагогическая работа проводилась в подготовительной группе «Непоседы» МДОУ №9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинск

Констатирующий этап проводился с 1 по 10 апреля.

Задачи: 1. Изучить особенности восприятия и вербального интеллекта. 2. Разработать коррекционно-развивающую программу с целью развития восприятия и вербального интеллекта.

МЕТОДЫ: 1.Диагностико-прогностический скрининг Е.Екжановой; 2. «Вербальное мышление» Я.Йерасека – модификация А.С.Галанова.

Для опытно-педагогической работы нами были выбраны следующие критерии: восприятие и вербальный интеллект.

  • 1. Зрительно-пространственное восприятие:
  • высокий уровень - ребенок должен уметь точно и правильно воспроизвести предлагаемый ему рисунок по точкам (только 1 раз), огромным достижением является установление связей между пространством, временем и количеством;
  • средний уровень - допускается небольшое смещение точек, либо повторение;
  • низкий уровень - когда ребенок просто обводит эти точки.
  • 2. Зрительно-моторное восприятие:
  • высокий уровень - умение видеть образец, анализировать его и правильно нанести на бумагу;
  • средний уровень - допускаются одна или две ошибки;
  • низкий уровень - без помощи воспитателя ребенок не может сделать эту работу.
  • 3. Вербальный интеллект:
  • высокий уровень - ребенок способен выделять существенные признаки предметов и явлений, а так же установить причинно-следственные связи между ними, логическое запоминание;
  • средний уровень - допускаются незначительные ошибки;
  • низкий уровень - не умеет обобщать, анализировать и сравнивать.

Приложение 1

Таблица 1. Индивидуальных результатов на констатирующем этапе

Приложение 2

Формирующий этап проводился с 10 по 30 апреля

Цель: коррекция и развитие восприятия, и вербального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Реализовать коррекционно-развивающую программу; 2. Разработать методические рекомендации.

Коррекционно- развивающая программа рассчитана на 10 дней.

Упражнение «Что не дорисовано?»

Упражнение «Сравнивание предметов»

Предлагаются следующие пары слов: МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Упражнение «Узнай, кто это»

Упражнение «Нелепицы»

Упражнение «Сутки»

Упражнение «Наоборот»

  • ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ
  • ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ
  • БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
  • ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ
  • ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ
  • ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ

  • ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ
  • БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ
  • КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ
  • ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ
  • ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ
  • УМНЫЙ - ЛУПЫЙ

-

По окончанию занятий, для контроля динамики развития данных процессов, мы провели промежуточное обследование с использованием тех же методов, что и на констатирующем этапе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Таблица 2. Индивидуальных результатов на формирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Рис.2 Диаграмма «Результаты диагностики», формирующий этап

гипотеза исследования: если проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу по развитию восприятия и вербального интеллекта, то появится возможность успешного прогнозирования интеллектуальной готовности, полностью доказана. Это подтверждается всеми результатами проведенного нами исследования.

На основании полученных результатов нами разработаны следующие рекомендации: - формирование интеллектуальной готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности; - формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности; - для развития восприятия и вербального интеллекта использовать систему заданий из коррекционно-развивающей программ;

- при формировании интеллектуальной готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обученности, в темпе усвоения знаний, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения; - формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе должно проходить через все виды деятельности детей дошкольного возраста при активном участии семьи.

При написании работы было использовано 28 литературных источников, из них 9 основных.

Спасибо за внимание!

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
662 Kb
Скачали:
0