Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного образовательного учреждения высшего образовательного учреждения «Сахалинский государственный университет» Выпускная квалификационная работа по социальной психологии
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе
Данной проблемой занимались: Л.С. Выгодский, А.В. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер и д.р.
Объект исследования: дети 6 лет. Предмет исследования: интеллектуальная готовность детей к обучению в школе. Цель: исследование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. .
Задачи: 1. Дать теоретическое обоснование интеллектуальной готовности к обучению детей в школе; 2. Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию восприятия и вербального интеллекта; 3. Разработать рекомендации по данной проблеме.
Гипотеза исследования: если проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу по развитию восприятия и вербального интеллекта, то появится возможность успешного прогнозирования интеллектуальной готовности.
Опытно-педагогическая работа проводилась в подготовительной группе «Непоседы» МДОУ №9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинск
Констатирующий этап проводился с 1 по 10 апреля.
Задачи: 1. Изучить особенности восприятия и вербального интеллекта. 2. Разработать коррекционно-развивающую программу с целью развития восприятия и вербального интеллекта.
МЕТОДЫ: 1.Диагностико-прогностический скрининг Е.Екжановой; 2. «Вербальное мышление» Я.Йерасека – модификация А.С.Галанова.
Для опытно-педагогической работы нами были выбраны следующие критерии: восприятие и вербальный интеллект.
Приложение 1
Таблица 1. Индивидуальных результатов на констатирующем этапе
Приложение 2
Формирующий этап проводился с 10 по 30 апреля
Цель: коррекция и развитие восприятия, и вербального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Реализовать коррекционно-развивающую программу; 2. Разработать методические рекомендации.
Коррекционно- развивающая программа рассчитана на 10 дней.
Упражнение «Что не дорисовано?»
Упражнение «Сравнивание предметов»
Предлагаются следующие пары слов: МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Упражнение «Узнай, кто это»
Упражнение «Нелепицы»
Упражнение «Сутки»
Упражнение «Наоборот»
-
По окончанию занятий, для контроля динамики развития данных процессов, мы провели промежуточное обследование с использованием тех же методов, что и на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Таблица 2. Индивидуальных результатов на формирующем этапе
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Рис.2 Диаграмма «Результаты диагностики», формирующий этап
гипотеза исследования: если проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу по развитию восприятия и вербального интеллекта, то появится возможность успешного прогнозирования интеллектуальной готовности, полностью доказана. Это подтверждается всеми результатами проведенного нами исследования.
На основании полученных результатов нами разработаны следующие рекомендации: - формирование интеллектуальной готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности; - формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности; - для развития восприятия и вербального интеллекта использовать систему заданий из коррекционно-развивающей программ;
- при формировании интеллектуальной готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обученности, в темпе усвоения знаний, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения; - формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе должно проходить через все виды деятельности детей дошкольного возраста при активном участии семьи.
При написании работы было использовано 28 литературных источников, из них 9 основных.
Спасибо за внимание!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.