Прокладывая свой путь

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предлагаю вам, уважаемые читатели, прочесть этот список с карандашом в руках: вычеркивайте то, что не входит в круг ваших школьных дел.

Вернее, попробуйте хоть что-нибудь вычеркнуть — вряд ли получится. За каждой строкой — множество конкретных видов деятельности, требующих от психолога самых разных профессиональных умений и развития разных личностных качеств. Например, направление, скромно и лаконично именуемое «Обучение и просвещение школьников, родителей и педагогов». Одно оно легко может занять все рабочее и, заодно, внерабочее время школьного психолога!

Вот такие мы «многостаночники». Не от этого ли многие наши профессиональные беды?

Как я уже говорила, вопросов возникает множество. Два из них, как мне представляется, самые важные.

Первый: как выбрать приоритетные направления работы? Что считать важным и что второстепенным? Очевидно, что такое самоопределение психолог не может осуществить сам по себе. Выбор в пользу того или иного направления должен лишь частично вытекать из личных интересов психолога, а в значительной мере — из целей и актуальных образовательных задач школы.

Второй вопрос: как успеть психологу сделать то, что он считает нужным?

Остановимся на рассмотрении второго вопроса. Итак, КАК? Если внимательно посмотреть вокруг себя, проанализировать опыт коллег, то мы убедимся: есть по крайней мере четыре способа организации психологической работы в школе. И все они представлены в нашей российской школьной действительности.

ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО

Так образно можно назвать первый способ. Психолог пытается поспевать за всеми событиями, происходящими в школе, профессионально реагировать на них, соответствовать всем предъявляемым ему ожиданиям: работать сразу и со всеми.

У психолога есть некоторый примерный план (опять же составленный на основе различных запросов и собственных профессиональных интересов), но соблюсти его крайне трудно, так как приходится постоянно вносить коррективы.

Каждый, кто «плавал» в школьном море, знает: оно бескрайнее и непредсказуемое, штилей на нем практически не бывает, штормов — сколько угодно. Если психолог искренне и добросовестно относится к своим профессиональным обязанностям, но в качестве плавательного средства им избрано парусное суденышко, управляемое школьными ветрами, он почти наверняка утонет в море проблем. По крайней мере, так нахлебается воды, что долго будет держаться мелководья, а то и вовсе береговой линии.

Вот такая морская метафора получилась.

«Лоскутное одеяло» — это тот принцип организации профессиональной работы в школе, с которого начинает большинство психологов (и я тоже так начинала). Многие быстро убеждаются в неэффективности такого подхода и крайней его опасности для собственного эмоционального состояния, поэтому начинают подыскивать себе более управляемое «плавсредство».

Но, увы, не все. Многим самостоятельно так и не удается осознать причину своей неудовлетворенности работой, и она перестает быть в радость... Или они вовсе уходят от нее. Беда не только в личном поражении. Окружающие люди тоже получают определенный урок: «Вот был у нас психолог в школе... Чем занимался? Непонятно... тесты какие-то мудреные проводил с нами и с детьми, на педсоветах слова умные говорил. Ушел он из школы».

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЗАКАЗ

Представьте себе: психолог приходит в школу, администрация которой кое-что знает о практической психологии. Сейчас такая ситуация уже не выглядит столь фантастичной, как лет десять назад. Многие директора и завучи повышают свой профессиональный уровень на различных курсах, получают дипломы менеджеров, что, конечно же, позволяет им лучше понять суть психологической работы в школе и, что очень-очень важно, сформулировать для своего психолога конкретный запрос.

Многим психологам такая ситуация кажется весьма привлекательной (особенно тем, кто до сих пор плавает под парусом). Действительно, в ней много преимуществ по сравнению с «лоскутным одеялом». Директор (или завуч) является непосредственным заказчиком психолога, он видит смысл его работы, так или иначе транслирует это педагогическому и родительскому коллективам. Психолог чувствует и свою защищенность, и свою значимость.

Однако... Да, есть веское «однако»: административные заказы почти всегда специфичны. Они родом из управленческой логики, которая может серьезно отличаться от логики психологической. Я уже не говорю о ценностях, которые лежат в основе такого заказа

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0