Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Методическое пособие
«Психологическое сопровождение
развития личности
Александровск-Сахалинский
2006
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК
педагогики и психологии
«___» _____________2006г.
Председатель ЦК
Составитель:
Рецензенты:
Преподаватель педагогики
Данное методическое пособие предназначено для работы классных руководителей, студентов-практикантов, преподавателей, студентов, обучающихся на педагогических специальностях. В данном пособии представлена тематика занятий, включающая в себя беседу, диагностический материал. Подобранный диагностический материал достаточно прост в обработке. Результаты диагностического обследования могут использоваться в ходе беседы. Данное пособие может быть использовано в рамках реализации программы «Психологическое сопровождение формирования личности будущего специалиста», с целью психологического развития личности студента первого курса, а так же для подготовки и проведения родительских собраний, консультаций, бесед со студентами первого курса.
Александровск-Сахалинский колледж (филиал)
ГОУВПО «СахГУ»
2006
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………. 4
Тематика занятий:
Занятие 1. «Особенности профессиональной адаптации студентов к условиям обучения» …………………………..7
Занятие 2. «Трудности обучения, возникающие в процессе профессиональной адаптации» …………………………...21
Занятие 3. «Направленность личности: ценности, интересы» …………………………………………………..31
Занятие 4. «Самосознание (самооценка и уровень притязаний)» ……………………………………………….42
Занятие 5. «Личностный рост» ……………………………47
Занятие 6. «Воспитанность» ………………………………47
Занятие 7. «Изучение интегративных свойств коллектива» ………………………………………………………………..58
Список литературы ……………………….........................70
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение студента направлено на самопознание, так как только познав себя можно включиться в процесс саморазвития. Составляя данное методическое пособие мы исходили из того, что юность – это период жизни человека после отрочества до взрослости (от 15 до 25 лет). Это период когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.
В этот период у человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремиться зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральные ценности. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь и нравственным «пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционного и новых нравственных ориентаций.
В юности усугубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующими личность.
В юности человек стремится к самоопределению, как личности и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Самоопределение в профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. человек погружается в амбивалентное состояние всепоглощающей любви и неодержимой ненависти. Начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.
К моменту вступления во взрослую жизнь юноши должны быть к ней психологически готовы. Эта готовность предполагает наличие развитых способностей и потребностей для самореализации.
В этот период на личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:
– проблема самосознания;
– проблема личностного роста;
– неадекватный уровень притязаний;
– несформированность потребностей;
– несовпадение учебных и профессиональных интересов.
Поэтому и вводиться Программа психологического сопровождения подготовки специалистов. Основная цель программы – подготовка конкурентно способных специалистов, активно адаптирующихся на рынке труда. Подготовка состоит их трех последовательных, взаимосвязанных этапов.
Личность – целостное образование, то есть человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «неприятная личность», «неосновательный человек», «скользкий, как налим», «надежный человек», «творческая личность» и так далее. В основании этой целостности находятся ведущие, целостные характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и другие.
Оценка отдельной характеристики дает некоторое представление о личности. Однако, чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность.
Октябрь
Занятие 1. Особенности профессиональной адаптации студентов к условиям обучения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.