Психология физической культуры и спорта.
Тема: «Специфика развития психомоторных способностей».
Цель: дать студентам знания о специфике развития психомоторных способностей в процессе занятий физической культурой; воспитывать любовь к будущей профессии; учить применять знания на практике.
План:
1. Понятие о психомоторных способностях.
2. Возрастные особенности развития психомоторных способностей.
3. Значение двигательного навыка для развития психомоторики.
1 вопрос. Интерес к определенным занятиям стимулирует развитие определенных способностей, а наличие способностей обеспечивает успех в деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует отличности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят.
Для характеристики содержания категории "способность" Б.М.Теплов выделяет следующие три наиболее существенных признака.
1. Под способностью подразумеваются индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называются не всякие индивидуальные психологические особенности личности, а только те, которые оказывают влияние на успешность какой-либо деятельности или несколько видов деятельности.
3. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям или навыкам. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые объясняют легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков.
Обобщая перечисленные признаки способностей, можно определить их как такие индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит быстрота приобретения знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения деятельности.
Способности – это свойства личности, которые обеспечивают пригодность к обучению, деятельности и успешность их осуществления.
Способностивключаютвсебяпсихомоторную,познавательную,эмоционально-волевуюсоставляющиепсихическойорганизациичеловека.
В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности обусловливают успешность выполнения широкого круга видов деятельности, а специальные – только строго определенных видов деятельности.
К общим способностям, необходимым для успеха почти во всех видах деятельности, наряду с интеллектом, креативностью, относят и психомоторные качества личности.
Любой вид человеческой деятельности включает движения и двигательные действия, которые во многом определяют успешность выполнения. Поэтому уже на ранних этапах развития прикладных психологических исследований была осознана необходимость выделения психомоторики как одной из сторон общих способностей человека. Не существует единого критерия психомоторных способностей. Скорее имеется комплекс слабо связанных между собой качеств. Условно их разделяют на две группы: а) качества физического развития и б) собственно психомоторные качества.
Психомоторика – проявление психического через двигательные акты и реакции.
Психомоторные качества – точность сенсорной реакции, быстрота движений и др., обеспечивающие конечную эффективность действий человека.
К качествам физического развития относятся следующиеосновные качества.
1. Статическая сила, которая определяется по максимальному кратковременному усилию (подъем тяжести, динамометрические тесты и т.п.)
2. Динамическая сила, характеризующаяся выносливостью по отношению к постоянным или равномерно повторяющимся мышечным усилиям ("локальная работа", без значительной нагрузки на сердечно-сосудистую систему).
3. Взрывная сила – способность к мобилизации мышц для выполнения быстрых, взрывных движений (например, прыжков).
4. Общая гибкость – максимально доступное растягивание мышц туловища.
5. Динамическая гибкость – способность к быстрым повторам сгибания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.