Цель: дать студентам знания о данном предмете; учить устанавливать межпредметные связи; воспитывать любовь к будущей профессии.
План:
1. Психология физического воспитания и спорта как учебная дисциплина.
2. Деятельность учителя физической культуры.
3. Общие задачи и функции учителя физической культуры.
4. Формы деятельности учителя физической культуры.
5. Условия деятельности учителя физической культуры.
6. Педагогические задачи и их решение.
1 вопрос. Психология как учебный предмет является одной из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которой формируется профессиональное мастерство учителя. Она помогает более правильно определять содержание и методы педагогического процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных учащихся и коллектива школьников, рационально организовывать их учебную деятельность, правильно организовывать свою деятельность, учитывая свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимопонимания с учащимися. Недаром К. Д. Ушинский считал педагогику прикладной психологией, т. е. реализующей на практике психологические знания, а П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что научно образованный педагог непременно должен быть психологом.
Преломление психологических знаний конкретно к деятельности учителя физической культуры составляет содержание предмета «Психология физического воспитания».
Объектом рассмотрения в этом учебном предмете являются:
1) учитель физической культуры как личность и профессионал,
2) учащиеся как личности и как коллективы,
3) педагогический процесс как совместная деятельность учителя и учащихся.
4) спортивная деятельность как совместная деятельность тренера и спортсмена.
5) спортсмены как личности и как коллективы.
Предметом рассмотрения являются психологические особенности учителя физической культуры, учащихся, тренеров и спортсменов, а также педагогического процесса обучения и воспитания учащихся.
Задачами курса «Психология физического воспитания и спорта» являются:
1) содействие формированию у будущих учителей физического воспитания мировоззрения;
2) вооружение студентов основами психологических знаний: о методологии психологии, закономерностях развертывания психических явлений, нравственного и психического развития учащихся, формировании учебных коллективов при занятиях физической куль турой;
3) формирование у студентов умения анализировать педагогические ситуации, проникать во внутренний мир учащихся, применять психологические знания в практике общения, обучения и воспитания;
4) формирование творческого подхода к своей профессии у студентов факультета физического воспитания.
2 вопрос. Понятие о деятельности введено советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым. Деятельность - это регулируемая сознанием психическая и двигательная активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.
Таким образом, не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Труд, учеба, занятия спортом, общественная работа относятся к разным видам деятельности.
Независимо от вида деятельности компонентный состав деятельности, как правило, одинаков. Выделяют: перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиями (например, наблюдение за учениками); мнемический, связанный с запоминанием и воспроизведением информации; мыслительный, связанный с решением возникающих по ходу деятельности задач; имажинитивный, связанный с воображением, с придумыванием новых упражнений; двигательный, занимающий в деятельности учителя физической культуры особое место.
Деятельность осуществляется в несколько этапов: подготовка, исполнение плана и оценка достигнутого.
Подготовительный этап заключается в постановке цели и задач, в создании ориентировочной основы деятельности, т. е. в выяснении условий, в которых будет осуществляться деятельность (ситуация, средства достижения цели), в разработке плана достижения цели и выборе способов ее достижения. Сюда же входят создание условий для успешного осуществления деятельности, психологическая настройка учителя физической культуры на урок.
Большой объем работы, выполняемой на этом этапе, является одной из особенностей деятельности учителя физической культуры.
Исполнительный этап связан с практической реализацией намеченного, контролем за действиями учащихся, за своим поведением, с преодолением трудностей, возникающих по ходу урока, с корректировкой плана урока в связи с изменениями ситуации. Этот этап характеризуется психической напряженностью учителя, обусловливаемой постоянным распределением и переключением внимания между учащимися, расположенными на пространстве, не охватываемом полем зрения учителя, бдительной настороженностью учителя в связи с предупреждением ситуаций, могущих привести к физическим травмам. В ряде случаев этот этап деятельности характеризуется большой физической нагрузкой на учителя. Оценочно-корректировочный этап связан с оценкой достигнутого, с выявлением удач и неудач на уроке и с внесением коррекций в план деятельности при ее повторном исполнении. Этот этап требует от учителя физической культуры тщательного анализа проведенного урока, обобщения отдельных разрозненных фактов, поиска ответа на возникшие вопросы в научно-методической литературе.
3 вопрос. Цель физического воспитания школьников - способствовать формированию
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.