Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации. |
||||||
5. |
Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях. |
|||||
6. |
Экстренная психологическая помощь при бреде и галлюцинациях, страхе, плаче и истерике, апатии и ступоре, чувстве вины и стыда, двигательном возбуждении и нервной дрожи, агрессии. |
|||||
7. |
Психологический кризис. Факторы, влияющие на разрешение кризисных ситуаций. |
|||||
8. |
Сущность и виды суицидов. Составные части суицидального поведения. Признаки приближения возможного самоубийства. Факторы суицидального риска: социально-демографические, индивидуально-психологические, медицинские и природные. |
|||||
9. |
Проявления горя утраты. Этапы нормального переживания горя. |
|||||
10 |
Способы психологической помощи в ситуации горя и утраты. Правила общения при суицидальной попытке. |
|||||
Практические занятия Решение ситуационных задач: 1. Формы и методы общения с пострадавшими в ЧС. 2. Отработка методов психологического воздействия на суицидента. 3. Приемы работы с пострадавшими в ситуации горя и утраты. |
8 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Аналитическая обработка материалов лекций: 1. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. 2. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. 3. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации. 4. Действия сотрудников для нейтрализации угрозы суицида. 5. Способы общения с пострадавшими в ЧС. |
6 |
|||||
Тема 2.2. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1. |
Психологическая характеристика толпы и ее виды. Этапы и механизмы формирования толпы. |
2 |
||||
2. |
Особенности поведения людей в толпе. Деиндивидуализация личности и факторы, влияющие на нее. |
|||||
3. |
Правила поведения в агрессивной и движущейся толпе. |
|||||
4. |
Виды паники. Психологическая характеристика паники и меры противодействия ей. |
|||||
5. |
Методы управления поведением людей в толпе. Способы психологического воздействия на толпу. Приёмы противодействия слухам. |
|||||
6. |
Влияние средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика домашних заданий: Составление плана-конспекта: 1. Виды толпы и факторы, превращающие группу в паническую толпу. 2. Особенности поведения индивида в толпе. 3. Правила поведения и меры личной безопасности в толпе. |
2 |
|||||
Раздел 3. Основы психологии управления |
8 |
|||||
Тема 3.1. Социально-психологические особенности коллектива |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Понятие и психологические характеристики малых групп. Количественные и качественные признаки малой группы, социальная и психологическая общность. Виды, композиция, структура и функции группы. Психологические механизмы развития малой группы: формирование, этапы развития. |
2 |
||||
2. |
Особенности групп пострадавших в ЧС. |
|||||
3. |
Понятие коллектива. Межличностные отношения и социально-психологический климат коллектива. |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Примерная тематика домашних заданий: 1. Анализ социально-психологического климата и групповой сплоченности. |
2 |
|||||
Тема 3.2. Психология конфликта и методы разрешения конфликтных ситуаций |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1. |
Определение и классификация конфликтов. Структура, функции, динамика развития конфликтной ситуации. |
2 |
||||
2. |
Психология внутригрупповых конфликтов. Причины возникновения межличностных конфликтов. |
|||||
3. |
Возможности снижения агрессии в конфликтной ситуации. |
|||||
4. |
Методики преодоления конфликтов. |
|||||
5. |
Особенности конфликтов в ЧС. |
|||||
Практические занятия Деловые и ролевые игры: Методы ведения переговоров. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. |
2 |
|||||
Тема 3.3. Управленческая деятельность руководителя |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Функции, стили, формы, методы и уровни управления. |
2 |
||||
2. |
Методы принятия решений. Критерии и факторы эффективности управленческой деятельности. |
|||||
3. |
Социально – психологические закономерности и индивидуально-личностные особенности членов коллектива. Взаимодействие индивида и малой группы, феномен лидерства. Морально-психологический климат в коллективе. |
|||||
4. |
Управление коллективом в повседневной деятельности и экстремальных условиях. |
|||||
Всего: |
40 |
|||||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета «Психологии»
Оборудование учебного кабинета:
- комплект нормативной и технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Психологии экстремальных ситуаций»;
- презентации по темам дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- аппарат БОС;
- программно-аппаратные комплексы для диагностики и коррекции функционального состояния человека.
Оборудование для кабинета психологической разгрузки: ковровое покрытие, мультимедийная установка, музыкальный центр.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М.: Смысл, 2009. 319 с.
2. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. Психология экстремальных ситуаций: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. / под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2009. 320 с.
3. Ениколопов С. Н., Ковтунович М. Г., Рожков Н. В., Психологическая подготовка спасателей: учеб. пособие для спасателей-резервистов и студентов студенческих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.