Примерная программа учебной дисциплины "Психология экстремальных ситуаций" (Структура и примерное содержание учебной дисциплины)

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации.

5.

Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях.

6.

Экстренная психологическая помощь при бреде и галлюцинациях, страхе, плаче и истерике, апатии и ступоре, чувстве вины и стыда, двигательном возбуждении и нервной дрожи, агрессии.

7.

Психологический кризис. Факторы, влияющие на разрешение кризисных ситуаций.

8.

Сущность и виды суицидов. Составные части суицидального поведения. Признаки приближения возможного самоубийства. Факторы суицидального риска: социально-демографические, индивидуально-психологические, медицинские и природные.

9.

Проявления горя утраты. Этапы нормального переживания горя.

10

Способы психологической помощи в ситуации горя и утраты. Правила общения при суицидальной попытке.

Практические занятия

Решение ситуационных задач:

1.  Формы и методы общения с пострадавшими в ЧС.

2.  Отработка методов психологического воздействия на суицидента.

3.  Приемы работы с пострадавшими в ситуации горя и утраты.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика домашних заданий:

Аналитическая обработка материалов лекций:

1.  Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.           

2.  Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. 
3.  Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.

4.  Действия сотрудников для нейтрализации угрозы суицида.

5.  Способы общения с пострадавшими в ЧС.

6

Тема 2.2. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях

Содержание учебного материала

4

1.

Психологическая характеристика толпы и ее виды. Этапы и механизмы формирования толпы.

2

2.

Особенности поведения людей в толпе. Деиндивидуализация личности и факторы, влияющие на нее.

3.

Правила поведения в агрессивной и движущейся толпе.

4.

Виды паники. Психологическая характеристика паники и меры противодействия ей.

5.

Методы управления поведением людей в толпе. Способы психологического воздействия на толпу. Приёмы противодействия слухам.

6.

Влияние средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях

Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика домашних заданий:

Составление плана-конспекта:

1.  Виды толпы и факторы, превращающие группу в паническую толпу.

2.  Особенности поведения индивида в толпе.

3.  Правила поведения и меры личной безопасности в толпе.

2

Раздел 3. Основы психологии управления

8

Тема 3.1. Социально-психологические особенности коллектива

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие и психологические характеристики малых групп. Количественные и качественные признаки малой группы, социальная и психологическая общность. Виды, композиция, структура и функции группы. Психологические механизмы развития малой группы: формирование, этапы развития.

2

2.

Особенности групп пострадавших в ЧС.

3.

Понятие коллектива. Межличностные отношения и социально-психологический климат коллектива.

Самостоятельная работа обучающихся.

Примерная тематика домашних заданий:

1.  Анализ социально-психологического климата и групповой сплоченности.

2

Тема 3.2. Психология конфликта и методы разрешения конфликтных ситуаций

Содержание учебного материала

4

1.

Определение и классификация конфликтов. Структура, функции, динамика развития конфликтной ситуации.

2

2.

Психология внутригрупповых конфликтов. Причины возникновения межличностных конфликтов.

3.

Возможности снижения агрессии в конфликтной ситуации.

4.

Методики преодоления конфликтов.

5.

Особенности конфликтов в ЧС.

Практические занятия

Деловые и ролевые игры:

Методы ведения переговоров.

Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов.

2

Тема 3.3. Управленческая деятельность руководителя

Содержание учебного материала

2

1.

Функции, стили, формы, методы и уровни управления.

2

2.

Методы принятия решений. Критерии и факторы эффективности управленческой деятельности.

3.

Социально – психологические закономерности и индивидуально-личностные особенности членов коллектива. Взаимодействие индивида и малой группы, феномен лидерства.

Морально-психологический климат в коллективе.

4.

Управление коллективом в повседневной деятельности и экстремальных условиях.

Всего:

40


13.  3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета «Психологии»

Оборудование учебного кабинета:

- комплект нормативной и технологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Психологии экстремальных ситуаций»;

- презентации по темам дисциплины.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- аппарат БОС;

- программно-аппаратные комплексы для диагностики и коррекции функционального состояния человека.

Оборудование для кабинета психологической разгрузки: ковровое покрытие, мультимедийная установка, музыкальный центр.

14.  3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.  Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М.: Смысл, 2009. 319 с.

2.  Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. Психология экстремальных ситуаций: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. / под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2009. 320 с.

3.  Ениколопов С. Н., Ковтунович М. Г., Рожков Н. В., Психологическая подготовка спасателей: учеб. пособие для спасателей-резервистов и студентов студенческих

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
275 Kb
Скачали:
0