Вопрос как средство развития диалогического педагогического общения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психология общения (практикум)

Практическая работа «Вопрос как средство развития диалогического педагогического общения»

Цель: учить студентов работать с литературой, систематизировать материал; приводить примеры из опыта.

Задание 1. Изучите предложенный текст, выделите причины вопросов, составьте характеристику разных видов вопросов, приведите примеры.

Задание 2. Определите технологию ответов на вопросы.

Задание 3. Используя полученные теоретические знания, задайте партнеру «детский» вопрос по своему предмету и выслушайте ответ на него. Оцените понятность ответа по 5-ти балльной шкале.

Текст для работы:

Монологический и диалогический вопросы. Проблемы монологического и диалогического общения приобретают особое практическое значение и звучание в приложении к педагогической, воспитательной деятельности.

«И на ответы нет вопросов» - так Стругацкие охарактеризовали одно из самых страшных, непереносимых состояний человеческого общества. Тяжко, когда дети задают очень много вопросов, особенно таких, на которые при желании они и сами могли бы найти ответ. Еще хуже, когда вопросов у них не возникает вовсе. Чаще всего взрослые объясняют отсутствие вопросов интеллектуальной вялостью, низкой познавательной мотивацией детей. Конечно, это удобно - вроде как «не по нашей вине». Но вот вопрос, который мы должны задать и сами себе: а нет ли здесь и наших просчетов? Все ли мы делаем для того, чтобы вопросы у наших детей возникали? Конечно же, нет. Вот и подумаем, что мы еще можем сделать.

Риторические вопросы. Не так давно вышла новая книга Григория Остера - «Папамамалогия». Папамамалогия - это наука о взрослых, которые, как сообщает нам автор, живут везде и встречаются буквально на каждом шагу. В книге приводятся те критерии, по которым можно отличить ребенка от взрослого. Скажем, если спрашивающего интересует, откуда на небе звезды, почему нос один, а уха два, куда уходит ветер и т.д., - перед вами несомненно ребенок. А существо, задающее вопросы типа: «Что ты вытворяешь? Ты что-нибудь соображаешь или нет? Как вам не стыдно?» - однозначно взрослый.

У ребенка формируется отношение к подобного рода вопросам как к бессмысленно-унизительному воспитательному трюку взрослых. Такое отношение уж точно не способствует развитию познавательной мотивации ребенка, приучает не задумываться над вопросами, к нему обращенными, - зачем, если они по большей части бессмысленны?

Совершенно особая тема - вопросы риторические. Заканчиваясь вопросительным знаком, они задаются вовсе не ради ответа. Они - фигура речи, изысканный способ донести до собеседника свои чувства, отношение к чему-либо, оценку поступка партнера и прочее. Понимание смысла риторических вопросов приходит к детям не сразу. Их надо учить и понимать, и использовать такие вопросы. Работа, направленная на их понимание, способствует развитию логики и социального интеллекта (умения видеть подтекст, читать «между строк»). Она повышает социальную наблюдательность, учит соотносить слова собеседника с его поведением. Через риторические вопросы мы часто выражаем свои чувства другому. Не самый прямой, конечно, способ, но нужно уметь «читать» и его. Важно не переоценить способность детей и подростков правильно, не впрямую, интерпретировать смысл такого вопроса.

А сила его воздействия на аудиторию может быть велика. Замечательный пример приводят в своей книге «Грамматика общения» Ю. Крижанская и В. Третьяков. В прошлом столетии известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде присяжных нищую старуху-дворянку, обвинявшуюся в краже французской булки. Выступавший перед ним прокурор построил свое обвинение на факте кражи со стороны представителя дворянства, который подрывает самые основы Российского государства. Речь продолжалась больше часа и была хороша.

Речь же адвоката была столь кратка, что возможно привести ее полностью. Сказал он буквально следующее: «Уважаемые господа присяжные

Похожие материалы

Информация о работе