Методические указания по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения» (Содержание дисциплины. Темы рефератов. Контрольные вопросы для зачета)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Более успешному решению профессиональных задач и проблем способствует изучение приемов, способов, техник, технологий эффективного воздействия на партнера.

На формирование социально-психологической компетентности молодого специалиста большое влияние оказывает умение управлять конфликтными ситуациями, разрешать спорные вопросы. Непременное условие профессионального успеха специалиста – грамотная самопрезентация, одной из составляющих которой является имидж.

Цельизучаемой дисциплины состоит в формировании представлений о закономерностях и структуре процесса делового общения, а также способах взаимодействия деловых партнеров. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

  понять социально-психологические закономерности взаимодействия партнеров, изучить стили и стратегии воздействия, знать помехи и барьеры различных уровней;

  научить визуальной диагностике настроения, намерений и отношения человека к обсуждаемой проблеме и деловому партнеру;

  научить применению приемов, способов, техник и технологий эффективного воздействия на делового партнера;

  адекватно оценить собственные коммуникативные способности и возможности.

Изучение дисциплины способствует более глубокому пониманию собеседника, его бессознательных и намеренных поступков и, как следствие, эффективному деловому взаимодействию.

Для более глубокого изучения дисциплины предлагается выполнение реферативной работы на одну из предложенных тем.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование

разделов, тем курса

Всего

часов

Лекции, ч

Практические

занятия, ч

Самостоятельная

работа, ч

Тема 1. Психологические особенности межличностных отношений

6

2

4

Тема 2. Деловое общение, его типы, уровни и функции

6

2

4

Тема 3. Невербальное общение

6

2

4

Тема 4. Имидж делового человека

6

2

4

Тема 5. Деловая беседа, переговоры, публичное выступление

12

4

8

Тема 6. Этика конфликта

6

2

4

Тема 7. Психология стресса

6

2

4

Тема 8. Этикет официальных мероприятий

6

2

4

Содержание  дисциплины

Тема 1. Психологические  особенности

межличностных  отношений

Структура межличностных отношений: степень психологической близости, оценка отношений, позиция партнеров, степень знакомства. Понятие межличностных и конвенциальных ролей. Столкновение прав и обязанностей. Три компонента взаимодействия в межличностных отношениях: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние и поведение.

Понятие чувства как системы поведения и устойчивой ориентации по отношению к определенным лицам. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении. Социальные эмоции. Способы управления эмоциями и чувствами: осознание эмоций, вербализация эмоций. Механизмы социального контроля над чувствами и эмоциями.

Этапы развития отношений. Факторы стабильных эмоциональных отношений. Роль компетентности, физической привлекательности, взаимной симпатии в межличностных отношениях.

Рекомендуемая  литература

Аверченко Л.К. Управление общением : учеб. пособие. – М., 1999. – С. 5–10, 16–34.

Бороздина Г.В. Психология делового общения : учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М., 2003. – С. 13–32.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. – М., 2001. – С.192–200.

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений : учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М., 2005. – С. 15–30.

Куницына Н.В. Межличностное общение : учебник / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, М.В. Погольша. – СПб., 2003. – С. 194–196, 213–238, 242–253.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М., 1995. – С. 165–172.

Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения : учебник / Г.М. Шеламова. – 4-е изд., стер. – М., 2005. – С. 84–90.

Методические  указания  по  изучению  темы  1

Дать определение понятиям «отношения» и «межличностные отношения». При рассмотрении межличностных отношений следует обратить внимание на их структурные параметры: степень психологической близости, оценку отношений, позицию партнеров, степень знакомства. Рекомендуется изучить их влияние на развитие отношений, проанализировав последующие утверждения. Дистанция или степень психологической близости партнеров может быть близкая или далекая. Оценка отношений обусловливает внутренний настрой человека на общение и в зависимости от ситуации проявляется как позитивная, негативная, противоречивая, безразличная. Позиция партнеров предопределяет развитие статусно-ролевых отношений и может проявляться как доминирование, или зависимость, или равенство. Степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, дружеские, родственные, супружеские) влияет на сценарий развития отношений.

Определить понятия «межличностных и конвенциальных ролей». У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая имеет особые права и обязанности. Отметить, что стили ролевого поведения сугубо индивидуальны. Следует запомнить, что благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения. В связи с этим уточним, что наиболее значимыми в системе отношений являются восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние и поведение.

Определить понятия «эмоция», «чувство», а также их роль в системе отношений. Дать характеристику социальным эмоциям: смущению, застенчивости

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
240 Kb
Скачали:
0