ИНДУКЦИОННО-МЕТАЛУРГИЧЕСКИЙ СПОСОБ.
В деталях вагонов и локомотивов узлы трения составляют 7-8 % от общей массы конструкций, в то же время число отказов по их вине в эксплуатации достигает 80 %.
Потеря работоспособности деталей узлов трения из-за износа приводит к сокращению сроков службы основных деталей подвижного состава. При плановых ремонтах большая часть затрат связана с восстановлением деталей узлов трения. Например, на Западно-Сибирской дороге эти затраты составляют до 60 % стоимости ремонта грузовых и пассажирских вагонов и до 30 % стоимости ремонта локомотивов. Большой объем ремонтных работ приходится на восстановление таких деталей, как корпуса автосцепок и поглощающих аппаратов, буферные комплекты и упругие площадки, детали экипажной части, шпинтоны и детали центрального люлечного подвешивания. Для грузовых вагонов характерен износ надрессорных балок, боковых рам, деталей гасителей колебаний, скользунов и пятников. Все это представляет серьезную опасность для движения поездов.
Решая вопросы надежности, долговечности и в целом безопасности движения, необходимо прежде всего найти причины крайне низких сроков службы деталей, особенно в таких узлах трения, как гасители колебаний сухого трения, фрикционные поглощающие аппараты, корпуса автосцепок, опорно-поворотные устройства вагонов и локомотивов. Если учесть, что при стоимости деповского ремонта вагона в 30-50 тыс. руб. треть затрачивается на восстановление изношенных деталей, то при ежегодном ремонте 18 850 пассажирских вагонов на это расходуется ориентировочно от 200 до 300 млн. руб.
Учитывая высокую стоимость автосцепных и буферных устройств (5-6 млн.руб. за комплект), легко подсчитать, что пополнение этих деталей (при нормативе 10 %) обходится отрасли в сотни миллионов рублей (при нормативном сроке службы по износам 10Отыс.км пробега вагона).
Инженерный центр "Сплав" за 10- летний период разработал и внедрил на 12 дорогах в локомотивных, пассажирских и грузовых вагонных депо индукционно-металлургический способ (ИМС) упрочнения деталей подвижного состава, Технология этого способа была подробно описана в журнале "Железнодорожный транспорт" № 2 за 1997 г. Его внедрение, впервые начатое на Северо-Кавказской дороге при ремонте корпусов автосцепок, позволило резко снизить сменяемость этих деталей, например: в депо Новороссийск - в 36 раз, Ростов-на-Дону - в 34 раза, Минеральные Воды - в 32 раза.
Аналогичные показатели достигнуты и в вагонных депо Западно-Сибирской дороги. В 1997 г. в пассажирском вагонном депо Томск были пущены в эксплуатацию участки ИМС по восстановлению корпусов автосцепок и буферных тарелий. Годовой экономический эффект составил 3,1 млн.руб. Здесь налажено восстановление таких узлов также для Новокузнецкого и Кемеровского пассажирских депо.
Аналогичная ситуация и с содержанием грузовых вагонов. При 100 %-ном восстановлении изношенных надрессорных балок, боковых рам, клиньев и автосцепных устройств, стоимость ремонта вагона достигает 10-15 тыс.руб. Вопрос создания и внедрения на сети дорог технологий, обеспечивающих существенное повышение износостойкости узлов трения транспортной техники, является сегодня особенно актуальным. Комплексной дорожной программой по увеличению надежности и долговечно-сти подвижного состава, повышения безопасности движения поездов на период 1999-2005 гг. предусмотрено внедрение индукционно-металлургического способа восстановления и упрочнения основных деталей узлов трения вагонов, локомотивов и путевых дорожных машин, Это должно принести Западно-Сибирской до-дороге экономический эффект до 25 мин. руб. в год.
В ходе разработки и внедрения индукционно-металлургического способа были получены: защитные материалы с заданными служебными характеристиками и износостойкостью выше типовых сталей 20ГФЛ, 20ФТЛ в 10-100 раз; разработана технология нанесения защитных покрытий на крупногабаритные детали: надрессорные балки, боковые рамы, футеровки, виброплиты ПДМ; спроектированы и изготовлены технологические комплексы для диагностики, ремонта и упрочнения автосцепных и буферных устройств, тележечных, фрикционных гасителей колебаний; выпущены ГОСТ на детали стального литья с упрочнением ИМС и соответствующие указания департаментов МПС, Технологическая инструкция ЦТ-ЦВ-ЦЛ № 590; технология ИМС экологически чистая, высокопроизводительная, ее применение экологически целесообразно.
С учетом повышения надежности и долговечности работы основных узлов вагона, упрочненных ИМС, возможно снизить эксплуатационные расходы в пассажирском и локомотивном хозяйствах. Индукционно-металлургический способ упрочнения только автосцепных устройств позволяет экономить на каждой тысяче автосцепок 5 т наплавочных материалов; 500 тыс. кВт-ч электроэнергии; 2 тыс. станкочасов; 500 кг металлорежущего инструмента; 200 000 чел-ч трудовых затрат.
Отраслевой программой НИОКР на период 1997-2005 гг. предусмотрено внедрение технологии ИМС по сети дорог России в основных локомотивных и пассажирских депо, на ремонтных предприятиях путевых машин, а также на предприятиях по изготовлению запасных частей и ремонту подвижного состава (10-15 участков в год). Одна из перспектив этого способа - упрочнение зон контакта гребня колеса и боковой грани рельса. Здесь ожидается увеличение в 2-5 раз срока службы этих контактирующих деталей, что принесет железным дорогам России многомиллионную экономию средств, улучшит содержание в эксплуатации вагонов, локомотивов и пути.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.