Коррекционная программа
«Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста»
Пояснительная записка
Младший школьный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Психологический климат - преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Климат психологический может быть благоприятным и неблагоприятным, здоровым и нездоровым. Основные черты здорового психологического климата: преобладание атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью с требовательностью к себе, так и к другим людям.
Одной их эффективных форм работы по формированию психологического климата является социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью навыков в общении.
В группе психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать общение.
Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования психологического климата.
Цель: формирование психологического климата.
Задачи:
o учить детей устанавливать позитивные межличностные отношения через формирование навыков бесконфликтного общения;
o способствовать формированию положительной позиции по отношению к окружающему миру, себе, людям.
Прогнозируемые результаты:
o Младшие школьники узнают правила поведения и эффективного межличностного общения, что позволит улучшить психологический климат в классе.
o Разовьют позитивные качества личности младшего школьника: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать.
Приложение 15
№ п\п |
Занятия |
Цель |
Игры и упражнения |
1 |
«Давайте познакомимся» |
Знакомство детей друг с другом, формирование интереса к занятиям. |
Игра «Ласковое имя» Игра «Веселое приветствие» Игра «Дождь» |
2 |
«Мы команда» |
Повышение заинтересованности детей в посещении занятий, сплочение класса, формирование у них чувства команды. |
Упражнение «Нетрадиционное приветствие» Игра «Пустой стул» Упражнение «Ладошка». |
3 |
«Наши сходства и различия» |
Расширить представления о сходствах и различиях, продолжение сплочения класса. |
Упражнение «Приветствие» Игра «Поиск сходств» |
4 |
«Сплочение и доверие» |
Продолжение работы по сплочению коллектива, формирование доверительной обстановки. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Я рад с тобой общаться» Упражнение «Слепой и поводырь» |
5 |
«Общение» |
Продолжить развитие навыков общения. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Бип» Упражнение «Зоопарк» |
6 |
«Комплимент» |
Создание условий для проявления доброты. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Шаг на встречу» Игра «Король комплимента» |
7 |
«Я в мире людей» |
Формирование положительного отношения к себе и к окружающим людям, сплочения класса. |
Упражнение «Приветствие» Игра «Испорченный телефон» Игра «Ворвись в круг» |
8 |
«Без друзей на свете трудно жить…» |
Развитие умения понимать друг друга. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Закончи предложение» Упражнение «Сиамские близнецы» |
9 |
«На пути к гармонии» |
Создание хорошего настроения |
Упражнение «Спасибо, что ты рядом» Упражнение «Дорисуй портрет» Игра «Пишущая машинка» |
10 |
Подведение итогов |
Закрепление результатов, которые достигли во время коррекционной программы. |
Упражнение «Приветствие» Упражнение «Спасибо, что ты рядом» |
Приложение 14
Долгосрочная коррекционная программа
Направления |
Методы и формы |
Сроки |
Ответственный |
1. Работа с родителями |
1.1. Родительское собрание «Взаимоотношения в классе». Цель: познакомить родителей с ролью взаимоотношений в классе. 1.2. Индивидуальная беседа с родителями: Авдюшкиной, Степановой и Кислициным. Цель: узнать подробно у родителей про взаимоотношения детей с одноклассниками. 1.3. Спортивное мероприятие «Вместе дружная семья». Цель: способствовать развитию взаимопонимания. 1.4. Консультирование родителей. Цель: помочь родителям в разрешении проблем с детьми. |
Февраль В течение года Март Раз в месяц |
Социальный педагог Психолог Физорг Психолог |
2. Работа с педагогами |
2.1. Консультирование педагогов Цель: расширить знания педагогов по поводу взаимоотношений детей друг с другом 2.2. Круглый стол «Взрослые и дети» Цель: познакомить педагогов и родителей с основами воспитания детей. 2.3. Совещание с педагогическим коллективом. Цель: выявить основные проблемы учебно-воспитательного процесса. 2.4. Анкетирование «Тактичный ли ты человек?». |
По требованию Май Ежемесячно |
Психолог Социальный педагог Социальный педагог |
3. Работа с детьми |
3.1 Психологический тренинг «Наше общение» Цель: помочь детям в установлении контактов. Первое занятие: «Давайте познакомимся». Цель: знакомство детей друг с другом. Второе занятие: «Мы команда» Цель: сплочение группы, формирование у них чувства команды |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.