Наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но которое в любом случае требует раскрытия
Г. Ферс [36]
Барьеры
человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена машина, стул или дверь
преграды в общении, а также другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми
Г. Ферс [36]
между водой и небом
противопоставление стихий друг другу обычно свидетельствует о психических проблемах
«Звезды и Волны»
У. Аве-Лаллемант [1]
Дерево
Множественность деревьев
два дерева
могут символизировать автора рисунка и близкого ему человека
«Дом - дерево - человек»
Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский [23]
Л.М. Костина [13]
могут символизировать «он и другие»
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
два или несколько деревьев
акцентирование отношений с другими людьми; может служить признаком проблем в общении
«Тест Дерева»
автор не установлен
несколько деревьев на одном листе
детское поведение; испытуемый не следует данной инструкции
«Дом - дерево - человек»
Е.С. Романова[27],
Д.Я. Райгородский [23]
«Дерево»
Е.С. Романова[27],
Л.М. Костина [13]
Общий вид дерева
движущееся дерево
обычно ассоциируется с неистовой силой, направленной на это дерево со стороны окружающих
Дж. Аллан [2]
дерево, изображенное в виде упрощенной схемы: ствол и крона
стремление к философствованию
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
деревце, состоящее лишь из двух линий, символизирующих ствол, и кружки вместо кроны
импульсивность, изменчивость
«Дом - дерево - человек»
Дж. Остер, П. Гоулд [19]
безликие, стереотипные, однообразные изображения
закрытость, ригидность; вероятно, ребенок просто не позволяет себе высказаться, почувствовать себя свободным и независимым, что-то блокирует, тормозит его самовыражение
«Рисунок дерева»
К. Тейлор [35]
явное дерево, подстриженное шапкой, круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны
инфантильный поиск покровительства
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено)
потребность в поддержке
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
Общий вид дерева
инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг)
нормально для детей 7 лет, после - признаки отставания в развитии
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
дерево в виде замочной скважины, с кроной в виде круга или овала, а ствол - в виде двух вертикальных линий
сильные враждебные импульсы, некоторые из них могут быть интериоризированы (так как маловероятно, что такая крона подразумевает удовлетворение окружающей средой)
«Дом - дерево - человек»
Дж. Бук [3]
Р. Римская,
С. Римский [24]
К. Тейлор [35]
дерево, раздвоенное от ствола
очень значимы родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, часто у близнецов
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
вершина дерева не завершена
наличие больших незавершенных планов человека
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
ветка вместо дерева
свидетельствует об инфантильности
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
Форма ствола
нестандартная
может быть признаком чувства неудовлетворенности; возможно, ребенок испытывает какие-то трудности, может быть, эти трудности связаны с переходным возрастом; так или иначе, ребенок переживает какой-то дискомфорт
«Рисунок дерева»
К. Тейлор [35]
в виде перевернутой буквы «V»
оппозиция, вытекающая из желания показать свою силу
«Тест Дерева»
автор не установлен
в виде разломанного купола (раздавленного свода)
острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять
«Дом - дерево - человек»
Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]
в виде конуса
оппозиция с целью доказать свою силу
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
Графические указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое
наличие признака
признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины и т. п.
«Дом - дерево --человек»
Р. Римская,
С. Римский [24]
К. Тейлор [35]
пень вместо дерева
характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др.
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
пень или ствол с обрубленным верхом
надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
засохшее, сломанное (срубленное), без листьев дерево
сниженное настроение, депрессия
А.Л. Венгер [7]
засохшее дерево
символизирует психологическое состояние ребенка
Дж. Аллан [2]
сломанное дерево
сильное потрясение, надлом, порождающие в душе ощущение острого переживания бессмыс- ленности существования
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
образ совершенно мертвого дерева
очень плохая приспособленность испытуемого дезадаптированность
«Дом - дерево - человек»
Р. Римская,
С. Римский [24]
мертвая корневая система
внутриличностная дисгармония или распад психических функций
«Дом - дерево - человек»
Р. Римская,
С. Римский [24]
К. Тейлор 35]
сломанный ствол
свидетельствует о наличии у ребенка глубокой психологической травмы
Дж. Аллан [2]
Повреждения на дереве
ствол обезображен или имеет согнутые, сломанные или засохшие ветви
психологическая травма в прошлом; положение повреждения на стволе иногда соответствует возрасту ребенка, когда имела место психологическая травма
«Дерево»
Дж. Аллан [2]
обрезанная ветвь
аффективная травма
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
обрублены или обломаны ветви
депрессия, психотравма
А.Л. Венгер [7]
отрезанные или отпиленные ветви
связаны с чувством неполноценности, хирургическим вмешательством
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.