Психологические аспекты подготовки к уроку

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

1.  Пояснительная записка ……………………………………..3

2.  Понятие «менеджмент обучения» …………………………5

3.  Технология подготовки к уроку …………………………...8

4.  Технология начала урока …………………………..……..10

5.  Работа с новым материалом ………………………………12

6.  Повторение и закрепление …………………………...…...13

7.  Концовка урока ……………………………………………14

8.  Домашнее задание …………………………………………16

9.  Организация учебной группы …………………………….18

10.  Список используемой литературы ……………………….21

11.  Приложения ………………………………………………..24

Поменьше учителя –

побольше ученика

Пояснительная записка

Данное методическое пособие предназначено для молодых преподавателей, студентов педагогических специальностей как очного, так и заочного обучения с целью обеспечения качественной подготовки к учебным занятиям.

В предлагаемом пособии рассматриваются вопросы, менеджмента обучения, технологии подготовки к учебным занятиям. Предлагаемые материалы помогут рационально организовать такую работу.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, точными очертаниями учебного материала, традициям и ритуалами, правилами, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Свободный урок - дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.

Понятие «менеджмент обучения»

Менеджмент обучения - это создание таких условий, такой атмосферы в обучении, которые наиболее эффективно ведут к целям обучения. На современном этапе надо организовать обучение не как «трансляцию информации», а как активизацию, освобождение (раскрепощение) осмысленного учения. Решить эти задачи поможет гуманистическая психология, основанная на недирективнном обучении Карла Роджерса. Он выделяет два типа учения - бессмысленное и осмысленное. Первый - это путь усвоения знаний, оценка следует извне (преподавателем); путь принудительный, безличностный, интеллектуализированный. Второй тип - свободный, самостоятельно инициируемый, личностно вовлеченный, влияющий на всю личность, оцениваемый самим студентом, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. Для Роджерса и его сторонников новый подход к обучению неразрывно связан с новой позицией; собственно, новая позиция и есть новый подход.

Первое правило - открытость. Я, преподаватель должен вести себя со студентами не просто как учитель, а как человек. В традиционном обучении превалирует ролевое «учительское» поведение. Здесь же установка на способность открыто проявлять свои мысли, чувства, переживания в общении с учениками.

Второе - поощрение (принятие, доверие), внутренняя вера преподавателя в способности и возможности каждого своего студента.

Третье - эмпатическое понимание, умение видеть поведение студента его глазами, с его точки зрения, умение, по выражению Роджерса, «постоять в чужих туфлях».

Это все призвано раскрепостить студента, дать ему свободу не только, так сказать, содержательную, но и свободу самоощущения, свободу «дыхания».

Роберт Бернс выделяет принципы преподавателя:

- помогать студентам формулировать цели и задачи, стоящие перед группой и перед каждым;

- исходить из того, что у студентов есть внутренняя мотивация к учению;

- быть для студентов источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, причем выступать в такой роли для каждого;

- развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, быть активным участником группового взаимодействия.

Таким образом, не следует пытаться непосредственно изменить поведение  студентов, прежде всего, следует изменить поведение преподавателя по отношению к студентам, относиться к ним как к «источникам».

Направления работы

1.  Оказать помощь студенту в постановке перед собой реалистических (не сверхтрудных и облегченных) целей и соизмерять цели с возможностями.

2.  Помочь в самоанализе, в определении своих сильных и слабых сторон.

3.  Помочь в планировании, в выработке плана конкретных шагов, чтобы прийти к намеченным целям.

4.  Учить анализировать поведение (ведет ли такое поведение к намеченной цели).

Все это позволит перенести центр тяжести на студента, сделать его в истинном смысле субъектом обучения.

Технология подготовки к уроку

Здесь два наиболее важных момента. Первый: подумать, как показать обучающимся, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен; и второй: как распланировать уроки, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. У каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.

В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко справедливо замечают, что поучение в лоб - не лучший вариант

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
103 Kb
Скачали:
0