Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………..3
2. Понятие «менеджмент обучения» …………………………5
3. Технология подготовки к уроку …………………………...8
4. Технология начала урока …………………………..……..10
5. Работа с новым материалом ………………………………12
6. Повторение и закрепление …………………………...…...13
7. Концовка урока ……………………………………………14
8. Домашнее задание …………………………………………16
9. Организация учебной группы …………………………….18
10. Список используемой литературы ……………………….21
11. Приложения ………………………………………………..24
Поменьше учителя –
побольше ученика
Пояснительная записка
Данное методическое пособие предназначено для молодых преподавателей, студентов педагогических специальностей как очного, так и заочного обучения с целью обеспечения качественной подготовки к учебным занятиям.
В предлагаемом пособии рассматриваются вопросы, менеджмента обучения, технологии подготовки к учебным занятиям. Предлагаемые материалы помогут рационально организовать такую работу.
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, точными очертаниями учебного материала, традициям и ритуалами, правилами, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Свободный урок - дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.
Понятие «менеджмент обучения»
Менеджмент обучения - это создание таких условий, такой атмосферы в обучении, которые наиболее эффективно ведут к целям обучения. На современном этапе надо организовать обучение не как «трансляцию информации», а как активизацию, освобождение (раскрепощение) осмысленного учения. Решить эти задачи поможет гуманистическая психология, основанная на недирективнном обучении Карла Роджерса. Он выделяет два типа учения - бессмысленное и осмысленное. Первый - это путь усвоения знаний, оценка следует извне (преподавателем); путь принудительный, безличностный, интеллектуализированный. Второй тип - свободный, самостоятельно инициируемый, личностно вовлеченный, влияющий на всю личность, оцениваемый самим студентом, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. Для Роджерса и его сторонников новый подход к обучению неразрывно связан с новой позицией; собственно, новая позиция и есть новый подход.
Первое правило - открытость. Я, преподаватель должен вести себя со студентами не просто как учитель, а как человек. В традиционном обучении превалирует ролевое «учительское» поведение. Здесь же установка на способность открыто проявлять свои мысли, чувства, переживания в общении с учениками.
Второе - поощрение (принятие, доверие), внутренняя вера преподавателя в способности и возможности каждого своего студента.
Третье - эмпатическое понимание, умение видеть поведение студента его глазами, с его точки зрения, умение, по выражению Роджерса, «постоять в чужих туфлях».
Это все призвано раскрепостить студента, дать ему свободу не только, так сказать, содержательную, но и свободу самоощущения, свободу «дыхания».
Роберт Бернс выделяет принципы преподавателя:
- помогать студентам формулировать цели и задачи, стоящие перед группой и перед каждым;
- исходить из того, что у студентов есть внутренняя мотивация к учению;
- быть для студентов источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, причем выступать в такой роли для каждого;
- развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, быть активным участником группового взаимодействия.
Таким образом, не следует пытаться непосредственно изменить поведение студентов, прежде всего, следует изменить поведение преподавателя по отношению к студентам, относиться к ним как к «источникам».
Направления работы
1. Оказать помощь студенту в постановке перед собой реалистических (не сверхтрудных и облегченных) целей и соизмерять цели с возможностями.
2. Помочь в самоанализе, в определении своих сильных и слабых сторон.
3. Помочь в планировании, в выработке плана конкретных шагов, чтобы прийти к намеченным целям.
4. Учить анализировать поведение (ведет ли такое поведение к намеченной цели).
Все это позволит перенести центр тяжести на студента, сделать его в истинном смысле субъектом обучения.
Технология подготовки к уроку
Здесь два наиболее важных момента. Первый: подумать, как показать обучающимся, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен; и второй: как распланировать уроки, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. У каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.
В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко справедливо замечают, что поучение в лоб - не лучший вариант
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.