Акцентуации характера. Пути коррекции (Методическое пособие)

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Методическое пособие

Акцентуации характера. Пути коррекции

Александровск-Сахалинский

2011


АСК(ф)СахГУ 2011

Печатается по решению ПК психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин АСК(ф)СахГУ

Составитель: , педагог-психолог

Рецензент: – заместитель директора АСК (ф) ГОУ ВПО «СахГУ»

по воспитательной работе

Методическое пособие предназначено для классных руководителей, преподавателей, студентов педагогических специальностей. Представлено описание психотипов личности, основанное на классификации акцентуаций, предложенной и разработанной А.Е.Личко, намечены пути коррекции.

АСК (ф) ГОУ ВПО «СахГУ»

2011

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                                     4
  2. Неустойчивый тип                                                                                                            5
  3. Конформный тип                                                                                                              5
  4. Шизоидный тип                                                                                                                6
  5. Эпилептоидный тип                                                                                                          7
  6. Истероидный тип                                                                                                              8
  7. Астено-невротический тип                                                                                              9
  8. Сенситивный тип                                                                                                             10
  9. Психастенический тип                                                                                                    11
  10. Гипертимный тип                                                                                                            12
  11. Циклоидный тип                                                                                                              13
  12. Лабильный тип                                                                                                                 14
  13. Смешанные типы                                                                                                             15
  14. Литература                                                                                                                        16

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества проявляется повышенный интерес различных категорий людей к проблемам личности. Появляется ощущение значимости личности, возрождается чувство собственного достоинства. Личностная ориентация проникает и в сферу образования. В этих условиях образовательные учреждения, педагоги, родители проявляют естественный повышенный интерес к психологическим и педагогическим аспектам развития личности подрастающего поколения.

Личностный подход ставит перед образованием и серьезные вопросы. Чем обусловлены яркие индивидуальные проявления того или иного учащегося? Можно ли предвидеть его поведение в определенной ситуации? Какой будет его реакция на критические замечания? Что можно сделать, чтобы помочь учащемуся, используя сильные стороны его личности? Подобные вопросы возникают каждый день в ходе непосредственного общения с учащимися.

В предлагаемом методическом пособии представлены основные черты той или иной акцентуации характера, представлены коррекционные подходы.

Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях.

Характер – иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы. Это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Сейчас определенно можно говорить о феномене заострения черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые.

Неустойчивый тип

Главная черта - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, причем он зависит от любого человека, который в эту минуту оказывается рядом с ним. Его ничего не может удержать, он поддается влиянию этого человека.

Привлекательные черты: общительность, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне послушны, готовы искренне выполнить просьбу педагогов, но их желания быстро пропадают, и через некоторое время они или забывают о том, что обещали, или ленятся и придумывают массу причин, объясняющих возможность выполнить обещанное.

Отталкивающие черты характера:  безволие, тяга к пустому времяпровождению, соглашательство, лицемерие, хвастовство, безответственность.

В перечень конфликтных ситуаций следует включить:

-  ситуации жесткого подчинения дисциплинарным требованиям;

-  ситуации ограничения общения с людьми, которые помогают развлекаться;

-  ситуации длительных усилий и концентрации сил на какой-то работе;

-  ситуации при которых необходимо принимать конкретные решения и нести за них ответственность.

Пути коррекции: единство требований со стороны родителей и педагогов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
128 Kb
Скачали:
0