ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из наиболее важных проблем обучения в современном среднем профессиональном образовательном учреждении является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды.
Студенты нового набора сталкиваются с различными проблемами – от большой учебной загруженности и неумения правильно распределять время и усваивать материал на нужном уровне до отсутствия психологического и бытового комфорта в студенческих общежитиях, так же возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании «образа Я».
Поэтому им необходимо оказывать действенную помощь в случаях возникновения тех или иных трудностей. В АСК (ф) Сах ГУ разработана программа психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалиста, которая осуществляется в совместной работе администрации колледжа, классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалиста - это непрерывная система содействия молодёжи со стороны социально - психологических и педагогических работников учреждения, направленная на создание условий для успешного профессионального самоопределения. В соответствии с индивидуальными возможностями, способностями, интересами студентов, для адаптации к требованиям учебного заведения и профессиональной деятельности; на проектирование себя в профессии, развитие профессионально важных качеств личности; на закрепляемость выпускников в условиях образовательного процесса и производства.
В этот период на личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:
· Проблема самосознания;
· Проблема личностного роста;
· Неадекватный уровень притязаний;
· Несформированность потребностей;
· Несовпадение учебных и профессиональных интересов;
Подготовка юношей и девушек к самоопределению требует переосмысления практики организации адаптационной работы педагогического коллектива, в которой бы отражались возможности управляемого перехода с одного уровня профессионального развития на другой, на основе преемственности при переходе из школы в учреждения профессионального образования и самостоятельную трудовую деятельность.
Суть психолого-педагогического сопровождения подготовки специалиста состоит в том, чтобы помочь студентам преодолеть возникшие препятствия, ориентируясь на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности.
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя этапы:
1 курс - первичная адаптация - переход из школы в систему СПО;
- Психолого-педагогическая адаптация студентов к условиям образовательного учреждения;
- Самопознание и самоорганизация деятельности;
2 курс - формирование профессиональных качеств и направленности личности студента;
- Способность к самоопределению;
- Развитие творческих способностей студентов;
3 курс - окончание учебного заведения и вхождение в трудовую деятельность;
- Формирование готовности к профессиональной деятельности;
- Саморазвитие личности;
Структура программы:
1. Информационно-познавательные компетентности.
2.Социальная, профессиональная, коммуникативная и управленческая компетентности.
3. Духовно-нравственная, правовая компетентности.
4. Эколого-валеологические компетентности.
5. Эстетические компетентности.
Со студентами в колледже ведется спланированная и системная работа в рамках программы. Одним из составляющих является деятельность социального педагога, которая строит свою работу по следующим социальным направлениям:
1. Диагностическая
2. Коррекционно-развивающая работа
3. Просветительская
4. Работа со студентами группы риска
5. Работа со студентами, находящимися на государственном обеспечении
В начале учебного года проводится индивидуальная углубленная психодиагностика. На первом этапе применяются тесты-опросники, позволяющие провести всестороннее исследование личности студента. Кроме того, с помощью данных тестов выявляются трудности, встающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успеваемость студентов. Результаты диагностики и рекомендации отражаются в картах психолого-медико-социального сопровождения, которые заведены на каждого студента. Работа с картами позволяет педагогам правильно выстраивать индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития студента.
Для первичной адаптации студентов одно из основных направлений социального педагога это коррекционно-развивающая работа. В течение учебного года систематически проводятся часы социального педагога основной целью, которых является знакомство, развитие навыков самопрезентации, умения общаться и находить конструктивный выход в стрессовых ситуациях. Для проведения занятий создана благоприятная и располагающая к общению обстановка.
В просветительском направлении социальный педагог использует выпуск информационных брошюр, презентации, профилактические беседы, акции по пропаганде ЗОЖ. Проводятся встречи с представителями ЗАГСА, ИДН, медицинскими работниками.
Одним из основных направлений социального педагога это работа со студентами находящимися на полном государственном обеспечении. Со студентами данной категории в колледже ведется спланированная и системная работа. Основной деятельностью в работе социального педагога является, помощь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.