ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЯ.
Защита окружающей среды от загрязнений в последние годы приобрела всеобъемлющий характер. Расходы на нее должны учитываться при обосновании эффективности и экономичности внедряемых технологий. В законе Российской Федерации о федеральном железнодорожном транспорте записано: “Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде и за ненадлежащее содержание земель железнодорожного транспорта”.
УЧИТЫВАЯ важность
положений закона, МПС России разработало и утвердило комплексную экологическую
программу железнодорожного транспорта на 1996-2000 гг.
Программа содержит мероприятия по снижению воздействия объектов
железнодорожного транспорта на окружающую среду. В ней предусматриваются мероприятия
по охране атмосферного воздуха, рациональному использованию водных ресурсов,
обезвреживанию и переработке промышленных отходов, а также
научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. Данная программа
ежегодно уточняется и обновляется в целях улучшения положений по охране
окружающей среды на объектах железнодорожного транспорта.
Как известно, источниками загрязнения окружающей среды являются как передвижные, так и стационарные объекты. Ущерб, причиняемый локомотивами и вагонами, можно учитывать на основе данных о количестве израсходованного ими топлива, электроэнергии и различных материалов, но дать стоимостную оценку причиняемого ими вреда затруднительно. В то же время вагоно- и локомотиворемонтные предприятия, котельные, промывочно-пропарочные станции и другие объекты можно оценить с этой точки зрения не только в количественном, но и стоимостном выражении в привязке к их территориальным особенностям.
Назрела необходимость перейти к приоритетному вложению средств не в устранение последствий выбросов вредных веществ в природную среду, а в недопущение этих выбросов. В соответствии с международными соглашениями на Европейской территории Российской Федерации к 2000 г. намечается довести до допустимых норм средние уровни содержания наиболее опасных для здоровья человека веществ в атмосфере городов и водоемах, а также прекратить сброс сточных вод. К 2005 г. планируется уменьшить валовые выбросы в атмосферу в 1,7-1,9 раза, в 1,6-1,7 раза увеличить мощности систем замкнутого оборотного водоснабжения.
В настоящее время оценка затрат на охрану окружающей среды является важнейшей задачей экологической статистики, а также природоохранной политики государства, в том числе и на железнодорожном транспорте.
По данным Госкомстата России в 1996 г. на проведение природоохранных мероприятий в народном хозяйстве в целом было затрачено около 8254,3 млрд. руб. (в фактически действующих ценах), в том числе 25,8 % на охрану атмосферы, 49,4 %; - на охрану водных ресурсов, 16,84 % - на охрану земли от загрязнения отходами.
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования и объектов природоохранного назначения по сети дорог в 1996 г. составили 50494 млн.руб, в 1997 г. - 45242 млн.руб., 1998 г. - 48169 тыс.руб. (Данные взяты из формы 6 - жел (годовая), раздел 3, Основные расходы, общие для всех отраслей хозяйства железных дорог).
Так, затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды на железнодорожном транспорте в 1996 г. составили 45343,8 млн.руб.; в том числе: сооружений и установок для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов 74,6 %; сооружений, установок и оборудования для улавливания и обезвреживания вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, 23,4 %; сооружений, установок и оборудования для размещения и обезвреживания отходов 1,2 %. В то время как среднегодовая стоимость основных производственных фондов по охране окружающей среды составила всего 1 896 978 млн.руб.; в том числе: по охране и рациональному использованию водных ресурсов 96 %; по охране атмосферного воздуха 2,4 %; по охране окружающей среды от отходов производства и потребления 1,6 %.
РAHEE оценка видов и источников загрязнения окружающей среды традиционно охватывала только технологические процессы, при этом учитывалось лишь поступление загрязняющих веществ в биосферу непосредственно в результате эксплуатации подвижного состава. Сегодня необходим комплексный подход, который должен учитывать проблему в целом, в том числе загрязнение биосферы (или ее изменение) в результате транспортного строительства, деятельности ремонтных предприятий, баз, карьеров, шпалопропиточных заводов, вокзалов и других сооружений, включая и железнодорожные поселки. Здесь основными видами взаимодействия железнодорожного транспорта с окружающей средой являются: изменение ландшафта при сооружении различных объектов, потребление топливных ресурсов, электроэнергии и воды предприятиями и подвижным составом, разнообразные выбросы твердых, жидких и газообразных веществ. При этом характер взаимодействия с окружающей средой различных объектов железнодорожного транспорта (путей, предприятий и подвижного состава) принципиально отличается: если на предприятиях взаимодействие с окружающей средой локализуется в местах их расположения, то подвижной состав оказывает воздействие на среду на всем полигоне его обращения. Железнодорожный транспорт является крупным потребителем такого вида природных ресурсов как земля. Магистральная железнодорожная линия в зависимости от категории требует в пределах перегонов полосы отвода шириной до 100-150 м, хотя собственно железнодорожное полотно занимает полосу, как правило, не более 10-30 м. Ширину полосы отвода увеличивает необходимость размещения по обеим сторонам пути кюветов и резервных полос, а также щитовой или живой снегозащиты (лесонасаждения). Что касается железнодорожных станций со всеми сооружениями и службами, то они требуют значительно больших площадей. Так, крупные сортировочные станции размещаются на площадках шириной до 300-500 м и длиной 4-6 км. Следует также учитывать необходимость сооружений весьма емких по площади пересечений железнодорожных линий между собой и с другими путями сообщения, особенно в разных уровнях. Общая земельная площадь, занятая железными дорогами в стране, оценивается в 1,5 млн. га.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.