Другим видом природного ресурса, широко используемого железнодорожным транспортом и подвергающегося воздействию с его стороны, является вода. Несмотря на практически полную ликвидацию паровой тяги и замену ее электрической и тепловоз-
ной, водопотребление на железных дорогах не только не уменьшилось, но продолжает возрастать.
Как известно, неблагоприятное воздействие железных дорог на среду обитания существенно меньше по сравнению с другими видами транспорта. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - один из наиболее экономичных видов транспорта по расходу энергии на единицу работы. Его экологическое преимущество состоит в значительно меньшем количестве вредных выбросов в атмосферу на единицу выполненной работы. Так, доля автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 79,4 %, воздушного - 7,3 %, железнодорожного - 9,2 %, водного - 4,3 %.
^ РО) МЕСТЕ с тем в составе железнодорожного транспорта находится немало объектов, оказывающих негативное воздействие на природную среду. Причем большинство из них являются сложными источниками загрязнения, которые имеют, как правило, не один, а несколько загрязняющих агентов. В большинстве случаев сточные воды производственных предприятий загрязняются различными нефтепродуктами и взвешенными веществами. К объектам загрязнения водных бассейнов относятся промывочно-пропарочные станции, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо, предприятия других служб.
Характерной особенностью железнодорожного транспорта является и то, что помимо стационарных объектов - загрязнителей атмосферы, которые характерны практически для всех отраслей народного хозяйства, на железных дорогах достаточно большой удельный вес выбросов вредных веществ занимают транспортные средства. Потребление дизельного топлива на тягу поездов составляет в настоящее время около 85 % общего объема его использования на железнодорожном транспорте. При этом ежегодно расходуется приблизительно 17 млн.т этого продукта. Из отработавших газов дизельных локомотивов выделяется 97-98 % токсичных веществ от общей их эмиссии, остальные 2-3 % составляют картерные газы и испарения топлива.
Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены было изучено содержание основных компонентов в отработавших газах трех наиболее широко эксплуатируемых на железных дорогах тепловозов: магистральных ТЭЗ, 2ТЭ116 и маневрового ЧМЭЗ. Было установлено, что при максимальной нагрузке дизеля концентрация в отработанных газах всех вредных ингредиентов резко возрастает по сравнению с холостым ходом. Доминирующее значение среди них имеют окислы азота, которых в несколько раз больше, чем окислов углерода и сернистого ангидрида. Наиболее значительно содержание токсичных веществ по сумме ингредиентов в отработавших газах у тепловоза 2ТЭ116.
Исследования, проведенные на станциях Свердловск-Сортировочный и Минеральные Воды с интенсивным движением тепловозов, показали, что содержание в воздушной среде окиси углерода, окислов азота, сернистого ангидрида превышает предельно допустимые концентрации (ПДК).
На общую эмиссию сажи существенно влияет режим движения поездов, поэтому задача его улучшения имеет как экономическое, так и экологическое значение.
Среди других источников загрязнения атмосферного воздуха можно также назвать пассажирские вагоны, отопление которых осуществляется углем или торфяными брикетами, а также грузовые и легковые автомобили. Их количество по всем предприятиям МПС составляет около 100 тыс. единиц.
Шумовое загрязнение окружающей среды характерно для всех видов транспорта, в том числе и для железнодорожного. Основными источниками внешнего шума являются как транспортные средства, так и некоторые виды производства и строительства. Поезда железных дорог создают шум интенсивностью до 95-100 дБ, который слагается из шума локомотива и вагонов.
Известно, что одним из основных видов механического загрязнения является скопление большого количества мусора как в полосе отвода, так и за ее пределами. Ежегодно только из пассажирских вагонов на каждый километр пути выбрасывается до 12 т мусора, а в целом по железнодорожному транспорту это количество достигает 1,7 млн.т.
Железные дороги ответственны также за загрязнение среды обитания металлической пылью в результате интенсивного стирания чугунных тормозных колодок. На отдельных участках сети возникла проблема загрязнения пути и прилегающих к нему территорий угольной и рудной пылью, а также нефтепродуктами и другими веществами в связи с их утечкой через неплотности кузовов вагонов и сдуванием пылевидных фракций ветром при движении. Есть и другие виды загрязнений окружающей среды, однако они менее значимы в сравнении с рассмотренными.
ПОТРЕБЛЕНИЕ материальных ресурсов на железных дорогах непрерывно возрастает, а экологически чистые хозяйственные системы и ресурсосберегающие технологии внедряются еще недостаточно интенсивно. В атмосферу без очистки выбрасывается значительное количество вредных веществ, в поверхностные водоемы попадают не только нефтепродукты, но и элементы тяжелых металлов. Таким образом, имеется значительный резерв по уменьшению воздействия на окружающую среду, а хозяйственный механизм, который бы заинтересовал предприятия отрасли в снижении ущерба от загрязнения, пока отсутствует.
Сложившаяся система управления природопользованием не отвечает современным требованиям. Она стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики. Отсутствуют действенные экономические стимулы, определяющие заинтересованность предприятий и организаций в обеспечении рационального использования предоставленных им природных ресурсов и снижении загрязнения окружающей среды.
Наиболее целесообразным решением сегодня по сохранению окружающей среды представляется захоронение максимально возможного количества отходов в геологические структуры. Учитывая, что для осуществления такого проекта потребуются значительные финансовые средства, он должен финансироваться не только за счет МПС, но и других ведомств и министерств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.