5. СРС. НОД
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду
Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп. Сейчас в соответствии с ФГТ образовательную деятельность следует осуществлять в совместной взрослого с детьми деятельности и самостоятельной деятельности детей. Именно эта перемена сложнее всего поддается пониманию педагогов-практиков: как отказаться от того, что, по их мнению, получается лучше всего? Поэтому НОД воспринимается педагогами зачастую как сумма занятий, по-прежнему организуемая педагогом в определенное им же время. Даже такой подход был бы приемлем в детском саду, если бы изначально не искажалось понимание сути занятий с детьми. Следует еще раз разобраться с понятием «занятие».
Само слово «занятие» можно рассмотреть через призму однокоренных к нему слов: занятой, занятный, занимательный, заняться, занять, «дух заняло», «заря занималась- и т. д. По сути, «занятой» - имеющий много работы, которую нужно выполнить в определенное время; «занятный» - забавный, мысль заняла, захватила; «занимательный» - интригующий, интересный; «заняться» - действовать самому; «занять» вакансию, роль, позицию, воспользоваться; «дух заняло» - от восторга, волнения; «заря занималась» - начало чего-то нового.
Изначально занятия с детьми не подразумевали школьно-урочной организации, которую искусственно внедряли в российские детские сады, несмотря на явные протесты самих дошкольников. Именно протесты, ибо как понимать их возгласы «У-у-у, опять занятие!» на предложение воспитателя «Собирайте игрушки, сейчас будет занятие». В ходе проведенного опроса старших дошкольников на вопрос «Где ты узнал столько нового?» большинство из них ответили: «Папа рассказал», «Мы с другом видели», «Мы с родителями ездили», «Я сам пробовал» и т. п. И лишь 2% опрошенных детей ответили: «Нам на занятии об этом говорили».
Создание атмосферы заинтересованности u положительного эмоционального настроя на деятельность.
Порой мотивация к занятию настолько очевидно выглядит абсурдной, что подтверждается реакцией детей, особенно дошкольников старших и подготовительных групп. Призыв педагога «Посмотрите, Петрушка пришел разобраться» вызывает такие детские гримасы, которые можно перевести на взрослый язык так: «Ну и проблема!» или даже: «Сейчас быстро сделаем, что воспитатель просит, и играть!»
Попытка сделать детей максимально активными может оказаться успешной в том случае, если вопросы, на которые предполагается найти ответы, связаны с реальной жизнью ребенка, его игрой трудом, например: «Что это за предмет у нас в группе появился?», «Для кого этот предмет?». «Зачем он человеку?», «Почему он такой формы?», «Из какого материала?», «Почему именно из этого материала?» и т. п. Новые вопросы могут возникнуть по мере нахождения ответов, и совсем не обязательно у взрослого, который торопится их задать детям. У детей вопросов возникает гораздо больше, потому что познавательная активность дошкольников очень высока. Определение темы вместе с детьми, а не сообщение ее детям дает шанс на то, что изучение определенной проблемы или вопроса будет глубоким, интенсивным и довольно длительным, потому что поставленная цель детьми осознана! Чему научаются дети? Осознанию поставленной цели.
Однако самостоятельно дошкольник еще не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему в этом помогают взрослые (родители" педагоги, специалисты, руководители и персонал учреждения и др.). В основу ФГТ заложены личностный, культурно исторический и развивающий подходы. Психическое развитие и личностное становление ребенка есть прежде все присвоение им культуры общества.
А как её осваивать, как не самому действовать, выполнять много работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.