«совокупность образовательныхобластей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основнымнаправлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому». Если понятие «основные направления развития дошкольника» привычно педагогам детских садов, то термин «образовательная область» требует разъяснения.
«Образовательнаяобласть- совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности».
Задачи заявленных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Музыка» должны решаться «в процессе организации различных видовдетскойдеятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)».
«Деятельность- процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения)». Любую деятельность можно разделить на этапы: вовлечение в деятельность, целеполагание, проектирование действий, осуществление действий, анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Для реализации задач различных образовательных областей можно выделить приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно. Например, задачи образовательной области «Физическая культура» должны решаться преимущественно в двигательной деятельности, образовательной области «Труд» - в трудовой, а образовательной области «Художественное творчество» - в продуктивной.
Для организации различных видов деятельности дошкольников необходимо использовать «адекватные возрасту формыработысдетьми».
«Формыорганизацииобучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучающего и обучающихся), осуществляемой в определенном порядке и режиме».
«Формаобучения (илипедагогическаяформа) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов». Формы обучения можно разделить на группы:
• простыеформыобучения, которые построены на минимальном количестве методов и средств и посвящены, как правило, одной теме (беседа, рассказ, экскурсия, наблюдение, упражнение, дидактическая (или любая другая) игра, проблемная ситуация и пр.);
• составныеформыобучения, которые строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях (занятие, конкурс, досуг, «трудовой десант», викторина, КВН и пр.);
• комплексныеформыобучения, которые создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм (детско-родительские (и иные) проекты, тематические дни, недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.).
В таблице 1 представлена взаимосвязь рассмотренных выше понятий.
Таблица 1
Основныепонятия, связанныесорганизациейобразовательногопроцесса вдошкольномобразовательномучреждении
Основные направления развития дошкольника |
Образовательные области |
Приоритетный вид детской деятельности |
Формы организации детских видов деятельности |
Физическое |
Физическая культура |
Двигательная |
Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др. |
Здоровье |
* |
* |
|
Социально-личностное |
Социализация |
Игровая |
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др. |
Tpуд |
Трудовая |
Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд и др. |
|
Безопасность |
* |
* |
|
Познавательно-речевое |
Познание |
Познавательно-исследовательская |
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др. |
Коммуникация |
Коммуникативная |
Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. |
|
Чтение художественной литературы |
Чтение (восприятие) художественной литературы |
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др. |
|
Художественно-эстетическое |
Художественное творчество |
Продуктивная |
Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии и др. |
Музыка |
Музыкально-художественная |
Слушание и исполнение музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале и др. |
Задачиобразовательныхобластей«Здоровье»и«Безопасность», отмеченныезнаком«*», должнырешатьсявовсехвидахдетскойдеятельности, вразличныхформахобучениядетейдошкольноговозраста.
Не менее важной составляющей профессиональной деятельности педагогов является грамотное применение разнообразных методов работы с дошкольниками.
«Метод- способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи».
«Методывоспитания- общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение».
«Методыобучения- система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования».
Методы обучения можно классифицировать по разным показателям: в зависимости от используемых средств (источника получения знаний), характера познавательной деятельности дошкольника, раздела работы и пр. Общепринятой в дошкольной дидактике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Соответственно выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические. Это деление, однако, весьма условно, поскольку между данными группами нет резкой границы: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных используются наглядные приемы, практические связаны и с тем, и с другим.
Наглядныеметодыприменяются достаточно часто в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте, бывают непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т.д.) и опосредованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций и пр., рассказы с опорой на наглядность, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы рекомендуют использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познакомиться непосредственно.
Словесныеметоды(чтение и рассказывание произведений, беседы, познавательные и иные рассказы без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.) также очень популярны в практике дошкольного образования. Особенно часто они используются в предшкольный период, так как близки по своей сути методике проведения уроков в начальной школе.
Практическиеметоды(упражнения, различные игры, инсценировки, проекты, поручения, тренинги и пр.) направлены на применение усвоенных знаний в различных видах детской деятельности, совершенствование умений и навыков дошкольников.
Существует также классификация методов обучения по степени активности познавательной деятельности дошкольников: объяснительные, иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
К сожалению, традиционная практика дошкольного образования изобилует словесными и наглядными методами обучения часто в ущерб практическим; преобладают объяснительные и иллюстративные методы. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания в различных видах деятельности. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной моделиобучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, т.е. слушает и смотрит) на активную(ребенок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную(взаимодействует с другими детьми в процессе совместной деятельности).
Выбор методов воспитания и обучения зависит от цели работы педагога в данный период, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей построения образовательного процесса, конкретных задач и условий их решения, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания и обучения, выступают также индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.
Кроме того, при выборе форм и методов работы с детьми нужно руководствоваться знаниями об изменении работоспособности дошкольников в течение дня, недели, о логике смены видов деятельности; санитарно-гигиеническими требованиями; необходимостью равномерного распределения времени, отводимого на решение задач различных образовательных областей.
Наряду с сохранением консерватизма в выборе форм и методов работы с детьми, в среде практиков наблюдается тенденция запрета некоторых традиционных форм работы на административном уровне. Так, неожиданно гонениям подверглась такая форма работы с дошкольниками как занятие.
О.А. Скоролупова и Н.В. Федина, ссылаясь на работы З.М. Богуславской, Е.Н. Денисовой, Н.А. Коротковой, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцева и других, указывают на несоответствие занятия как основной формы обучения возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В качестве главных недостатков занятия они выделяют следующие:
• «отсутствует ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке опыта»;
• «"обставление" современных занятий большим количеством привлекательного материала и игровыми приемами создает лишь внешнюю занимательность, которая быстро исчезает, не позволяя поддерживать устойчивый интерес детей к содержанию занятия»;
• «требования к усвоению диктуются и дозируются извне...»;
• «содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия - сочетается с формальными оценками»;
• «обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель...».
Но, если вдуматься, все эти справедливые замечания имеют отношение не столько к занятию, сколько к пониманию педагогами целей и задач дошкольного образования и своей роли в обучении, воспитании и развитии детей, к стратегии построения образовательного процесса в детском саду.
Необходимые изменение в понимании назначения, а значит, и структуры, и содержания занятия уже происходят. Это нашло отражение в определениях данного понятия.
Традиционныеопределения. «Занятие- это форма организации обучения в детском саду. Они обязательны для всех дошкольников; для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность. Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками».
«Занятие- форма организации обучения, осуществляемая под руководством преподавателя в точно установленное время, с постоянным составом обучаемых, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения».
Современныеопределения. «Занятие- гибкая организационная форма образовательного процесса, предполагающая реализацию инициативы учащихся при поддержке педагога».
«...слово "занятие", - отмечают О.А. Скоролупова и Н.В. Федина, - целесообразно употреблять в современной теории и практике дошкольного образования в его самом широком смысле - как занимательноедело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности».
Таким образом, речь идет не об отказе от понятия «занятие», а о необходимости пересмотра логики построения занятий.
Поскольку занятие - составная форма обучения и в него входят различные формы организации детских видов деятельности, объединенные по тематическому принципу, содержание работы, традиционно включаемое в занятие, может быть распределено во времени и реализовано в течение дня. Один из вариантов такого распределения представлен в таблице 2.
Таблица 2
Время проведения |
Формы работы с детьми. Задачи обучения, воспитания, развития |
Образовательные области |
Темадня«Домашниеживотные» |
||
Утро. Работа в группе |
Рассматриваниеальбома«Домашниеживотные». Задачи. Продолжать знакомить детей с домашними животными, учить узнавать их, правильно называть. Обогащать словарный запас, формировать звуковую культуру речи |
Познание. Коммуникация |
Слушаниемузыкальногопроизведения«Корова», муз. М.Р. Раухвергера, ел. О.И. Высотской. Задачи. Учить детей слушать музыкальные произведения, понимать их содержание. Предложить детям подпевать, выполнять движения под музыку |
Музыка |
|
Утро. Прогулка |
Чтениерусскойнароднойсчиталки«Шлакозапомостику...». Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, рассказать об использовании считалок при организации подвижных игр. Учить повторять слова считалки за педагогом, формировать звуковую культуру речи |
Чтение художественной литературы. Коммуникация |
Подвижнаяигра«Коза-дереза». Задачи. Учить детей выполнять в игре роли водящего и игроков, соблюдать правила. Поддерживать интерес к двигательной деятельности, обогащать досуговый и двигательный опыт, формировать умение осуществлять элементарное взаимодействие в игре |
Физическая культура |
|
Вечер. Прогулка |
Подвижнаяигра«Коза-дереза». Чтениепотешки«Идеткоза рогатая». Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, при помощи педагога выбирать водящего. Напомнить детям правила безопасного поведения на игровой площадке, учить следить за действиями других игроков, избегать столкновения, падения |
Физическая культура. Безопасность |
Игроваяситуация«... Иверхомпоедувгости». Чтение стихотворенияА.Л. Барто«Лошадка». Задачи. Познакомить детей со стихотворением, рассказать о том, чем питаются лошади, что они любят. Учить выполнять игровые действия, описанные в стихотворении, а также «кормить» игрушечную лошадку, подбирать атрибуты в соответствии с тем, что дети узнали о лошадке |
% Чтение художественной литературы. Познание. Социализация |
|
Вечер. Работа в группе |
Чтениерусскойнароднойсказки«Козляткииволк»вобработке |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.