РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Сущность общения, понятие культуры общения. Место общения в структуре социальной деятельности
1.2. Структурные стороны общения
Основные понятия:
- общение деловое,
- манипулятивное,
- светское общение
- коммуникация
- перцепция,
- идентификация,
- эмпатия,
- рефлексия,
- установки,
- казуальная атрибуция
- синтония,
- визуальная, кинестетическая, аудиторская, репрезентативная системы.
Основные знания:
- фонетика и виды общения;
- функции и трудности общения;
- характеристика профессионального общения;
- коммуникация как процесс передачи информации, ее виды;
- перцептивная сторона общения;
- интерактивная сторона общения,
- межличностный конфликт
- этапы общения,
- структура речевого общения,
- невербальные средства общения,
- вербальные средства общения
- о восприятии друг друга в процессе общения, механизмах восприятия и его эффектах,
- о законах организации восприятия;
- о трансактном анализе,
- о манипуляциях,
- о приемах пересечения манипуляций;
- синтоническая модель общения,
- определение желаемых результатов,
- сенсорная острота,
- конгруэнтность,
- раппорт,
- ресурсное состояние,
- пойнтеры.
Основные умения:
- выделение качеств, важнейших для межличностного общения;
- уметь понимать значение невербальных средств общения;
- отработать приемы идентификации, эмпатии, рефлексии;
- уточнить представление студентов об особенностях общения в процессе взаимодействия с людьми,
- определять свою ведущую репрезентативную систему и своего собеседника
Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; как реализация социальных отношений людей. Виды общения: контакт масак, примитивное, формально ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское.
Трудности общения: инструментальные, возрастные, информационные, регуляторные. Специфика делового общения.
Этапы входящие в процедуру общения. Понятие коммуникации. Вербальные средства коммуникаций, их структура. Слушание, его виды. Невербальные средства коммуникации: кинесика, такесика, проксемика и экстралингвистика. Коммуникационный процесс и его основные функции: информативная, интерактивная, экспрессивная.
Этапы общения: потребность в общении, ориентировка в целях и ситуациях общения, ориентировка в личности собеседника, планирование, содержание общения, восприятие и оценка ответной реакции собеседника, корректировка.
Структура речевого общения: значение и смысл фраз, речевые, звуковые явления, выразительные качества голоса.
Невербальные средства общения: кинесика, мимика, пантомимика, такесика, праксемика.
Вербальные средства общения: эффективность передачи информации.
Понятие «социальная перцепция». Психологические механизмы восприятия в межгрупповом общении. Формирование образа другого человека. Факторы превосходства, факторы привлекательности, факторы отношения к ним. Механизмы понимания другого человека: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты восприятия: проекции субъекта на объект, эффект новизны, установки, ореола, стереотипов. Понятие казуальной атрибуции, их закономерности.
Главное содержание общения – это взаимодействие на партнера. Понятие трансактного анализа, концепция Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джондвинса. Разные позиции в общении: «родитель», «взрослый», «ребенок». Разные виды манипуляций. Защита от манипуляций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.