САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ДОКУМЕНТООБОРОТ
Санкт-Петербург
2002 год
6. основы документооборота.
6.1. Понятие документооборота и его основные этапы.
Документооборот – это движение документов через отдельных исполнителей с момента их получения или создания до завершения исполнения отправки адресатам во внешние организации или сдачи их на хранение.
Примеры схем документооборота представлены на рисунке 6.1. и 6.2.

—5,35 Коды документов и направление их движения 1-40 Коды работ
рис. 6.1.
Схема документооборота
| Шифр подразделений | 03 | 04 | 31 | 32 | |||||||
| 00 | 00 | 00 | 03 | 04 | 05 | 00 | 03 | 04 | 05 | ||
| 0300 670- | 0300661- | 0300661- | |||||||||
| —КВ. | — год 0300664- | —ГОД 0300663- | |||||||||
| 03 | 00 | — месяц 0300665- | —KB. 0300664- | ||||||||
| ' | —месяц 0300663- | —месяц 0300665- | |||||||||
| —KB. | —месяц | ||||||||||
| 04 | 00 | 0400668— —KB. | 0400661- -ГОД 0400662- -KB. 0400663--месяц | 0400661 -год 0400662 -KB. 0400663 -месяц | l | ||||||
| 31 | 00 | ||||||||||
| 03 | 3103961— —сутки 3103962— | ||||||||||
| —месяц | |||||||||||
| 04 | 3104961— —месяц 3104963— | ||||||||||
| —KB. | |||||||||||
| 05 | |||||||||||
| 32 | 00 | ||||||||||
| 03 | 3203961— | ||||||||||
| —сутки 3203962— | |||||||||||
| —месяц | |||||||||||
| 04 | 3204961— | ||||||||||
| —месяц 3204963— | |||||||||||
| —KB. | |||||||||||
| 05 | |||||||||||
Шифры подразделений: 3103 – ПДБ линейного цеха
03 – производственный отдел 3203 – ПДБ кузнечного цеха
04 – отдел главного механика 3104 – служба механика линейного цеха
31 – линейный цех служба механика кузнечного цеха
| 32
  – кузнечный цех Наименование работы (операций) | Трудоемкость Выполнено (час) | Календарные сроки начала и окончания | ИСПОЛНИТЕЛИ | ||||||
| ПДБ цеха | Мастер | Кладовщик | ОТК | Нормировщик | ВУ | Бухгалтерия | |||
| 
 1. выписка наряда 2. проставление в наряде табельного номера и других сведений об исполнителе 3. отметка о выдаче деталей и заготовок 4. отметка о приеме обработанных деталей 5. проставление нормы времени и расценок 6. поставление колличества отработанных часов 7. контроль правильности заполнения наряды 8. исчисление суммы заработка и количества нормо- часов 9. сдача наряда на хранение | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||||||||

б) Наименование подразделеНИЛ
Рис. 6.3. Схема документооборота при горизонтальном (а) и вертикальном (б) размещении
6.2. Анализ структуры документооборота.
ГСДОУ рекомендует закреплять порядок прохождения документов внутри организации в специальных технологических схемах.
В таких схемах должны найти отражения все этапы и пункты прохождения документальной информации, сроки обработки и исполнения документов.
Проектирование рациональной системы документооборота основывается на следующих принципах:
- исключение или крайнее ограничение возвратного движения документов;
- однократность пребывание документа в одном структурном подразделении или у одного исполнителя;
- пребывание документа в той или иной инстанции должно быть обусловлено только необходимостью его обработки;
- различные операции должны выполняться параллельно для сокращения времени движения документов и повышения оперативности их исполнения;
- учетно-информационные сведенья о доходе движения и исполнения, результаты контроля и другие сведенья следует передавать в службу ДОУ с помощью регистрационно-контрольных карточек, бездокументными способами, исключающие возвратное движение самих документов;
- должны быть предусмотрены все возможные варианты движения документов.
Основополагающим объектом исследования и совершенствования в процессе управления документацией является документопоток.
Основными параметрами документопотока являются:
- содержание или функциональная принадлежность;
- структура потока;
- направление потока и его объем.
Содержание документопотока характеризуется составом документов, входящих в него, и составом информации, закрепленной в этих документах.
Структура документопотока описывается признаками в соответствии с которыми может быть осуществлена классификация документов и их индексация, построена система справочного аппарата по документам организации. В значительной степени структура документопотоков соответствует функционально-целевому назначению составляющих его документов.
Направление документопотока зависит от содержания конкретного технологического звена обработки документов: регистрируемые и нерегистрируемые документы, контроль исполнения и т.д.
На направления документопотока влияет так же способ удостоверения составляющих этот поток документов: ознакомление, согласование, подпись, утверждение и др.
Объем документопотока измеряется физическим колличеством документов (подлинников и копий), который может быть конкретизирован или дополнен объемом, содержащейся в документах информации, выраженный в листах, знаках, количестве поручений, исполнителей и т.д.
Наиболее эффективными методами совершенствования документопотоков являются:
- создание и внедрение системы унифицированных документов;
- унификация текстов документов;
- создание информационно-поисковых систем;
- регламентирование документообразования и прохождения документов;
- введение компьютерной технологии обработки информации.
Основными целями исследования документопотоков организации являются:
- повышение эффективности управленческой деятельности;
- ускорения движения документов в организации;
- уменьшение трудоемкости обработки документов.
6.3. Методы учета и сокращения документооборота.
6.3.1. Учет количества и качества документов организации.
Учет количества документов может быть использован для определения штатной численности подразделений (в том числе ДОУ), определение номенклатуры и количества средств оргтехники и технических средств, определения загрузки (напряженности) труда сотрудников, выбора системы регистрации документов, построение справочной системы.
Под объемом документооборота понимается количество докуметов, зафиксированных в месте учета за выбранный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Учет документов проводится единовременно, периодически, но не реже одного раза в год под руководством и при участии службы ДОУ.
Характеристиками документов, заносимыми в учетные карточки, являются:
- количество листов в документах;
- тираж;
- срок хранения;
- коды по ОКУД;
- формат бумаги;
- вид документа (инициативный или ответный);
- корреспонденты.
Для фиксации и анализа движения документопотоков являются:
- табличные маршрутно-технологические карты;
- графические оперограммы;
- документограммы;
- информационные модели.
6.3.2. Сокращение документооборота.
Существуют объективные причины, влияющие на рост колличества
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.