Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
Кафедра педагогики и педагогической психологии.
Курсовая работа
Динамика самосознания у студентов юридического факультета
в ходе профессиональной подготовки.
Научный руководитель: канд. психол. наук, доцен
__________
"___" _____________ 2006 г.
Исполнитель:
студентка 3 курса
___________ А.
"___" ______________ 2006 г.
Содержание. Стр.
Введение.
I. Теоретический анализ самосознания.
1. Сущность понятия самосознания.
2. Функции самосознания.
3. Виды самосознания.
4. Генезис самосознания.
5. Влияние процесса обучения в ВУЗе на формирование профессионального самосознания.
6. Особености правосознания юристов.
II. Экспериментальная часть.
1. Обоснование выбора методик исследования.
2. Представление и анализ полученных результатов.
Выводы.
Заключение.
Введение.
В последние годы в мировой психологии возрос интерес к психологическим вопросам самосознания, я-образа и социальной идентичности. Повышенный интерес к этим вопросам отражается в возрастной и педагогической психологии, в социальной психологии, в психологии личности. С. Л. Рубинштейна о месте самосознания в исследовании личности: «один из важнейших, завершающих вопросов, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как „я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца».[ ]
Практические направления психологии (терапия, воспитание) также не могут обойтись без углубления представлений об этой динамичной, когнитивно-эмоциональной подсистеме личности.
В психологических исследованиях вопросы я-психологии оставались до недавних пор малоизученными и фрагментарными. Это частично объясняется тем, что в данной области научных исследований немало сомнительных или дискуссионных традиций и подходов (наследие глубинной психологии, тенденции гуманистической психологии). Следует, однако, отметить, что в последнее время психологи все решительнее указывают на необходимость проведения всесторонних научных исследований в этой области и уделяют большое внимание рассмотрению полученных до сих пор результатов и научных позиций. Несмотря на то, что в этих работах содержатся чрезвычайно важные теоретические разработки и отправные точки для дальнейших, более углубленных исследований, вырисовывающаяся картина еще не богата новыми научно-экспериментальными результатами.
Положение затруднено еще и тем, что в западной психологии данная область научных исследований обременена конфликтами понятий и взглядов. В американской психологии такие понятия, как эго, я, идентичность, социальная идентичность употребляются, толкуются и соотносятся довольно смутно и произвольно.
Такое же положение сложилось в и немецкой психологии. Но, кажется, в настоящее время и у нас мало кто взялся бы выяснить и определить точное содержание и четкие взаимосвязи круга таких понятий, как «я», «я-образ» «самосознание», «идентичность», «социальная идентичность». Здесь еще предстоит большая теоретически работа для психологов.
А если иметь в виду важность относящихся сюда явлений, как в плане индивидуальной социализации (онтогенетическое развития), так и в плане развития некоторых аспектов общественного сознания (например, национальной и этнической идентичности, идентификации с профессией, полом и сверстниками), оказывается, что у нас есть все основания уделить большее, чем до сих пор, внимание вопросам я-психологии.
Цель исследования: проследить динамику самосознания у студентов І и IV курсов юридического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ поблемы самосознания.
2. Провести сравнительный анализ самосознания студентов І и ІV курсов юрид. факультета.
Общая гипотеза: В ходе профессиональной подготовки у студентов юрид. факультета меняются содержательные характеристики самосознания.
Данная общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
1. Мотивационный компонент самосознания у студентов I и IV курсов имеют различную направленность.
2. Показатели по шкалам самоотношения методики В. В. Столина имеют разный уровень выраженности у студентов I и IV курсов.
3. Особенности структуры деятельности различны у студентов I и IV курсов.
4. Компонентный состав самосознания имеет различия у студентов I и IV курсов.
5. Студенты IV курса будут иметь более высокий уровень социально - психологической адаптации, чем студенты I курса.
Практическая значимость нашего исследования в том, что выявление динамических характеристик самосознания, позволит нам положительно воздействовать на них повлиять, в целях повышения оптимизации учебного процесса в ВУЗе.
Литературный обзор по проблеме.
Как уже говорилось выше, сегодня по данной проблеме не существует удовлетворительной общепринятой концепции и основанного на ней языка теоретических понятий, позволяющих описывать процессы мышления, протекающего в контексте различных форм и состояний сознания и самосознания.
Вот лишь несколько определений понятия «самосознания»:
1. Самосознание – это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. [ ]
2. Самосознание – основа формирования умственной активности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.