Входы, выходы, среда.
Наблюдаемые и ненаблюдаемые входы-выходы.
Внешние сигналы, стенки ящика.
Серый ящик, целостное свойство модели, саморазвивающиеся модели.
Состояние, пространство состояний, поведение, траектория системы в пространстве состояний.
· Модели больших и сложных систем [2,7]:
Большие системы – адекватное моделирование невозможно из-за размерности.
Сложные системы - адекватное моделирование невозможно из-за неполноты информации об оригинале.
· Свойства модели [2]:
Прагматизм – достижение цели моделирования.
Ингерентность – зависимость от среды.
Множественность моделей: модели «мира», знаний о «мире», цели, системы, объекта проектирования, среды, …
· Эффект Галатеи [3].
· Эффект Пигмалиона [3]:
Замена модели, применение компьютера для моделирования.
· Трудности системотехника [3,7]:
Концептуальная – приблизительно знает, чего хочет добиться, плохо знает, чего надо бояться.
Гносеологическая – нет достаточной информации о системе, ее нельзя получить экспериментальным путем, т.к. система уникальна, эксперимент меняет (уничтожает) предметную область; система самовзаимодействует.
Лингвистическая – нет единого языка моделирования, уникальность формализации для каждой предметной области.
Выбор метрики, шкалы. Темпоральные, информационные, денежные шкалы.
· Парадигма (концепция) системотехника [3]:
Единство мира, непрерывность движения.
Возможность сжатого отображения сложных систем на основе целенаправленной модели. Практическое решение задачи. Профессионализм приобретается на практике.
4. Система управления
· Управление [2,6]:
Функция эрагатических систем, обеспечивающая сохранение структуры, режима деятельности и реализацию программы, цели деятельности.
Управление деятельностью подсистем, управление средствами (техническими) достижения целей.
Аппарат управления, функции аппарата: планирование, организация, регулирование, учет и контроль.
· Принцип обратной связи [2,8]:
Управление сложной динамической системой, поведение, траектория в пространстве состояний.
Подсистема управления, управляющий орган, обратная связь, прямой и обратный каналы управления, закон управления.
Непрерывность и дискретности в управлении.
Внутреннее и внешнее управление.
· Модель системы управления [2,6]:
Разомкнутая, замкнутая, многоконтурная система.
Принцип Эшби для управляющего элемента.
Виды управления: программное (известна и однозначна траектория в пространстве состояний), управление по возмущению, управление по отклонению.
Передача управления надсистеме.
Ресурсы управления: материальные, энергетические, информационные.
Открытые и закрытые (вырождающиеся) системы.
· Информация – основа управления [3,8]:
Время, место, степень интеграции.
Устойчивость системы управления, аккумулирование информации и преобразование для использования; применение СВТ.
1.1. Выбрать сложную систему, доказать ее сложность, сформулировать проблему, определить цель системы, построить целевую модель.
1.2. Выбрать сложную систему, доказать ее ингерентность.
1.3. Построить модели лошади с точки зрения крестьянина, жокея, кавалериста, скульптора, коневода, повара.
1.4. Карта местности: познавательная и прагматическая модели.
1.5. “Я знаю, что ты знаешь, что я знаю”. Изобразить графом уровни иерархии моделей.
1.6. Экстрасенс, делая пассы руками, снимает головную боль у пациента и объясняет это взаимодействием своего биополя и биополя пациента. Адекватна и истинна ли модель экстрасенса.
1.7. Закон Ома - модель электрических явлений. Указать ее безусловно-истинное, условно-истинное и ложное содержание.
1.8. Приведите пример, когда другие модели, кроме модели “черного ящика”, не нужны и недопустимы.
1.9. Приведите пример, когда разным целям соответствуют разные модели состава, т.е. содержащие разные модели состава: а) содержащие разные элементы; б) различающиеся делением на подсистемы, но содержащие одни и те же элементы; в) различающиеся из-за отличий в определении элементарности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.