Место средств вычислительной техники в работе проектировщика САПР. Структура и принципы функционирования ЦВМ: Методические указания к лабораторным занятиям и СРС по курсу «ЭВМ и периферийные устройства», страница 3

Входы, выходы, среда.

Наблюдаемые и ненаблюдаемые входы-выходы.

Внешние сигналы, стенки ящика.

Серый ящик, целостное свойство модели, саморазвивающиеся модели.

Состояние, пространство состояний, поведение, траектория системы в пространстве состояний.

·  Модели больших и сложных систем [2,7]:

Большие системы – адекватное моделирование невозможно из-за размерности.

Сложные системы - адекватное моделирование невозможно из-за неполноты информации об оригинале.

·  Свойства модели [2]:

Прагматизм – достижение цели моделирования.

Ингерентность – зависимость от среды.

Множественность моделей: модели «мира», знаний о «мире», цели, системы, объекта проектирования, среды, …

·  Эффект Галатеи [3].

·  Эффект  Пигмалиона [3]:

Замена модели, применение компьютера для моделирования.

·  Трудности  системотехника [3,7]:

Концептуальная – приблизительно знает, чего хочет добиться, плохо знает, чего надо бояться.

Гносеологическая – нет достаточной информации о системе, ее нельзя получить экспериментальным путем, т.к. система уникальна, эксперимент меняет (уничтожает) предметную область; система самовзаимодействует.

Лингвистическая – нет единого языка моделирования, уникальность формализации для каждой предметной области.

Выбор метрики, шкалы. Темпоральные, информационные, денежные шкалы.

·  Парадигма (концепция) системотехника [3]:

Единство мира, непрерывность движения.

Возможность сжатого отображения сложных систем на основе целенаправленной модели. Практическое решение задачи. Профессионализм приобретается на практике.

4.  Система управления

·  Управление [2,6]:

Функция эрагатических систем, обеспечивающая сохранение структуры, режима деятельности и реализацию программы, цели деятельности.

Управление деятельностью подсистем, управление средствами (техническими) достижения целей.

Аппарат управления, функции аппарата: планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

·  Принцип обратной связи [2,8]:

Управление сложной динамической системой, поведение, траектория в пространстве состояний.

Подсистема управления, управляющий орган, обратная связь, прямой и обратный каналы управления, закон управления.

Непрерывность и дискретности в управлении.

Внутреннее и внешнее управление.

·  Модель системы управления [2,6]:

Разомкнутая, замкнутая, многоконтурная система.

Принцип Эшби для управляющего элемента.

Виды управления: программное (известна и однозначна траектория в пространстве состояний), управление по возмущению, управление по отклонению.

Передача управления надсистеме.

Ресурсы управления: материальные, энергетические, информационные.

Открытые и закрытые (вырождающиеся) системы.

·  Информация – основа управления [3,8]:

Время, место, степень интеграции.

Устойчивость системы управления, аккумулирование информации и преобразование для использования; применение СВТ.

Вопросы и задания

1.1. Выбрать сложную систему, доказать ее сложность, сформулировать проблему, определить цель      системы, построить целевую модель.

1.2. Выбрать сложную систему, доказать ее ингерентность.

1.3. Построить модели лошади с точки зрения крестьянина, жокея, кавалериста, скульптора, коневода, повара.

1.4. Карта местности: познавательная и прагматическая модели.

1.5. “Я знаю, что ты знаешь, что я знаю”. Изобразить графом уровни иерархии моделей.

1.6. Экстрасенс, делая пассы руками, снимает головную боль у пациента и объясняет это взаимодействием своего биополя и биополя пациента. Адекватна и истинна ли модель экстрасенса.

1.7. Закон Ома - модель электрических явлений. Указать ее безусловно-истинное, условно-истинное и ложное содержание.

1.8. Приведите пример, когда другие модели, кроме модели “черного ящика”, не нужны и недопустимы.

1.9. Приведите пример, когда разным целям  соответствуют разные модели состава, т.е. содержащие разные  модели состава: а) содержащие разные элементы; б) различающиеся делением на подсистемы, но содержащие одни и те же элементы; в) различающиеся из-за отличий в определении элементарности.