Тема 1. Язык как предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками.
Языкознание (= лингвистика) – наука о языке и языках, существовавших, существующих и о тех, которые, возможно, будут существовать. Общее количество языков сегодня исследователями определяется по-разному – от 2,5 тысяч до 5,5 тысяч.
Языкознание относится к числу наиболее древних наук в системе знаний (языковедческая традиция насчитывает около 3000 лет; одной из древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира; первое научное описание языка – грамматика Пáнини – появилось в V в. до н.э.).
Языкознание относится к числу основных наук в системе знаний, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания.
Каждая страна характеризуется своей лингвистической традицией и дает свой вариант науки о языке.
Основным объектом лингвистики является естественный язык человека. Особенностью естественного языка человека является то, что он существует в трех формах: язык существует в каждом отдельном его носителе – это язык отдельного человека, который в то же время является каким-то конкретным языком коллектива и представителем человеческого языка вообще. Еще одной особенностью языка является то, что язык во всех формах его существования непосредственно не наблюдаем. Наблюдать мы можем лишь проявление, манифестацию языка. Язык же манифестируется в процессе производства и восприятия словесных сообщений. Еще одной особенностью языка является то, что «в языке постоянна лишь его внешняя форма; внутреннее же его содержание, его психическая значимость и интенсивность меняется в зависимости от того, на что обращено внимание, каково направление умственной деятельности и от общего умственного развития» (Э. Сепир). Из нежесткости языковой системы вытекает возможность самоизменений (самоналадки) устройства языка, и возможность нескольких вариантов изменения, лишь один из которых оказывается реализуемым.
Предмет лингвистики составляют закономерности устройства, функционирования и развития языка. Эти закономерности могут быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира могут быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества.
Задачи языкознания: языкознание, во-первых, призвано зафиксировать, инвентаризовать и обстоятельно описать, используя общенаучные и собственные лингвистические методы исследования, всё множество существующих и существовавших на Земле языков, и, во-вторых, оно должно объяснить, опираясь на уже имеющиеся знания и проверяя вновь выдвигаемые гипотезы, природу и сущность человеческого языка вообще, т.е. ответить на вопросы о месте языка в ряду явлений мира, о его отношениях к Человеку и его жизнедеятельности, к мышлению, познанию и сознанию, к окружающей Человека действительности, к его биологической и психологической природе, к объединяемой общей исторической судьбой, языком, культурой, социальными отношениями сообщности людей (этносу).
Задачи первого рода решает частное языкознание. Его интересует то, как данный язык устроен, как он функционирует и как он развивался. Задачи второго рода решает общее языкознание. Оно представляет собой прежде всего теорию, объектами которой являются универсальные, общие для всех человеческих языков законы их строения, функционирования и развития. Эти законы обязательны для всех языков, но реализуются они в каждом из конкретных языков по-своему.
Традиционно описание конкретного языка или диалекта строится по следующей типовой схеме (см.: Языки и диалекты мира: проспект и словник / Отв. ред. В.Н. Ярцева. М., 1982):
Общие сведения:
Варианты названия.
Генеалогические сведения (принадлежность к определённой семье языков, к определённому языку; в крайнем случае она указывается предположительно).
Распространение (для мёртвых языков время и место их бытования); численность говорящих.
Общий диалектный состав данного языка.
Коммуникативно-функциональный статус и ранг языка (государственный, официальный, койне, лингва франка); сведения о языковой ситуации в данной социальной общности и о двуязычии носителей языка.
Степень стандартизации (литературный язык, его диалектная основа, наличие и характер литературы; другие наддиалектные формы; наличие вариантов литературного языка).
Тип письменности.
Краткая периодизация истории языка.
Внутриструктурные явления, обусловленные внешнеязыковыми контактами.
Лингвистическая характеристика:
Фонологические сведения: Фонемный состав. Обусловленные фонетически виды реализации фонем. Просодический состав (тоны, тип ударения, долгота, наличие и тип гармонической упорядоченности). Обусловленная фонетически реализация просодем. Слог (преобладающая структура, типичные сочетания классов фонем внутри слога).
Сведения из морфемики (включая морфонологию): фонологическая структура морфемы и/или слова; соотношение слога и морфемы; наличие фонологических противопоставлений морфологических единиц и категорий; типы чередований.
Морфологические сведения: морфологический тип языка; состав и степень разграниченности грамматических классов и разрядов слов; категории имени и глагола; образцы парадигм; типичная структура словоформы; основные способы и правила словообразования.
Синтаксические сведения: Типичная структура простого предложения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.