Эффективность этой деятельности зависит от вклада каждого члена группы (коллектива). Разрешение противоречия между совместными целями профессиональной деятельности и индивидуальным характером труда работника - одна из основных проблем организационной психологии.
Важнейшей составной частью любой организации являются ее ресурсы: финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение. Для организационной психологии чрезвычайно актуальное значение имеет «человеческий капитал» - профессиональная квалификация персонала, его инновационный потенциал.
Следующей составляющей характеристикой организации является ее персонал - совокупность всех человеческих ресурсов, которой обладает организация: управленцы, специалисты и вспомогательные работники.
Достижение общей цели организации зависит от совокупных усилий всех ее членов, решающее значение принадлежит их организованному поведению, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям, уровню образованности и профессионализма, а также формам и стилю управления[4].
Динамика организаций, как правило, включает такие стадии как формирование, интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад).
Еще одной характеристикой организации является организационная культура. Организационная культура определяет поведение человека в рамках организации и задается ведущими сотрудниками в течение длительного времени.
Если организационная культура совпадает с общей целью учреждения (предприятия, организации, коллектива), она может стать важным фактором ее эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовывать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить тогда, когда администрация или руководящий состав организации демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации.
Следующим элементом организации является система управления -процесс координации различных видов деятельностей работников (персонала) и групп организаций с учетом их целей, условий выполнения работы, этапов реализации. Основной формой управления, при совместно-взаимодействующей деятельности, является коллективистская, основывающаяся на авторитете руководителя и всех членов организации.
Наиболее оптимальной формой управления организацией считается партисипативный стиль - вовлечение всех членов организации в управление, предоставляя им возможность в соуправлении.
Партисипативный стиль управления - предполагает всестороннее обсуждение основных проблем основных проблем развития и функционирования организации и открытое взаимодействие членов группы.
Лидерство основывается на сотрудничестве, функции и ответственность разделяются между персоналом, интересы каждого согласуются с целью, задачами организации: руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества.
Разногласия и конфликты считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем.
Основываясь на этих смыслообразующих характеристиках организаций, определим их основные психологически обусловленные проблемы развития и функционирования организации (таблица 1).
Таблица 1
Проблемное поле организаций
Основные организационные составляющие (элементы) предприятий и организаций |
Психологически обусловленные организационные проблемы предприятий и организаций |
Цель |
Согласование объективных и субъективных целей профессиональной деятельности субъектов организации, повышение квалификации работников |
Структура |
Объединение (сплочение) субъектов организации вокруг социально значимой деятельности, обеспечение психологически комфортного взаимодействия всех подразделений организации, преодоление профессионального одиночества работника. |
Технология |
Психологическое содействие становлению совместно-взаимодействующей деятельности, формирование благоприятного психологического климата, мотивирование творческой инициативы, содействие выработке индивидуального стиля деятельности. |
Ресурсное обеспечение |
Мотивирование профессионального развития персонала, психологическое обеспечение аттестации работников, профессиональная самоактуализация субъектов организации, психологическая поддержка профессионального здоровья (самосохранение и самовосполнение человеческих ресурсов) |
Стадии развития организации |
Психологическое обеспечение планирования карьеры кадров с учетом стадии развития организации, подбор и отбор персонала, разработка психологических программ адаптации молодых специалистов, социально-психологическая подготовка к выходу на пенсию, коучинг. |
Организационная культура |
Содействие становлению нравственнопрофессиональной культуры организации, восстановление ценностей профессиональной деятельности, создание и поддержание имиджа организации. |
Управление |
Психологическое обеспечение становления партисипативного |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.