Современные проблемы организационной психологии

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Эффективность этой деятельности зависит от вклада каждого члена группы (коллектива). Разрешение противоречия между совместными целями профессиональной деятельности и индивидуальным характером труда работника - одна из основных проблем организационной психологии.

Важнейшей составной частью любой организации являются ее ресурсы: финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение. Для организационной психологии чрезвычайно актуальное значение имеет «человеческий капитал» - профессиональная квалификация персонала, его инновационный потенциал.

Следующей составляющей характеристикой организации является ее персонал - совокупность всех человеческих ресурсов, которой обладает организация: управленцы, специалисты и вспомогательные работники.

Достижение общей цели организации зависит от совокупных усилий всех ее членов, решающее значение принадлежит их организованному поведению, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям, уровню образованности и профессионализма, а также формам и стилю управления[4].

Динамика организаций, как правило, включает такие стадии как формирование, интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад).

Еще одной характеристикой организации является организационная культура. Организационная культура определяет поведение человека в рамках организации и задается ведущими сотрудниками в течение длительного времени.

Если организационная культура совпадает с общей целью учреждения (предприятия, организации, коллектива), она может стать важным фактором ее эффективности. Поэтому современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовывать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить тогда, когда администрация или руководящий состав организации демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации.

Следующим элементом организации является система управления -процесс координации различных видов деятельностей работников (персонала) и групп организаций с учетом их целей, условий выполнения работы, этапов реализации. Основной формой управления, при совместно-взаимодействующей деятельности, является коллективистская, основывающаяся на авторитете руководителя и всех членов организации.

Наиболее оптимальной формой управления организацией считается партисипативный стиль - вовлечение всех членов организации в управление, предоставляя им возможность в соуправлении.

Партисипативный стиль управления - предполагает всестороннее обсуждение основных проблем основных проблем развития и функционирования организации и открытое взаимодействие членов группы.

Лидерство основывается на сотрудничестве, функции и ответственность разделяются между персоналом, интересы каждого согласуются с целью, задачами организации: руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества.

Разногласия и конфликты считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем.

Основываясь на этих смыслообразующих характеристиках организаций, определим их основные психологически обусловленные проблемы развития и функционирования организации (таблица 1).

Таблица 1

Проблемное поле организаций

Основные организационные составляющие (элементы) предприятий и организаций

Психологически обусловленные организационные проблемы предприятий и организаций

Цель

Согласование объективных и субъективных целей профессиональной деятельности субъектов организации, повышение квалификации работников

Структура

Объединение (сплочение) субъектов организации вокруг социально значимой деятельности, обеспечение психологически комфортного взаимодействия всех подразделений организации, преодоление профессионального одиночества работника.

Технология

Психологическое содействие становлению совместно-взаимодействующей деятельности, формирование благоприятного психологического климата, мотивирование творческой инициативы, содействие выработке индивидуального стиля деятельности.

Ресурсное обеспечение

Мотивирование профессионального развития персонала, психологическое обеспечение аттестации работников, профессиональная самоактуализация субъектов организации, психологическая поддержка профессионального здоровья (самосохранение и самовосполнение человеческих ресурсов)

Стадии развития организации

Психологическое обеспечение планирования карьеры кадров с учетом стадии развития организации, подбор и отбор персонала, разработка психологических программ адаптации молодых специалистов, социально-психологическая подготовка к выходу на пенсию, коучинг.

Организационная культура

Содействие становлению нравственнопрофессиональной культуры организации, восстановление ценностей профессиональной деятельности, создание и поддержание имиджа организации.

Управление

Психологическое обеспечение становления партисипативного

Похожие материалы

Информация о работе