Определение частоты вращения и угловой скорости каждого вала
об/мин
Угловая скорость вращения вала шестерни, рад/с:
=
298,3 рад/с
Частота вращения вала колеса, об/мин:
об/мин
Угловая скорость вращения вала колеса, рад/с:
рад/с
Частота вращения вала исполнительного механизма, об/мин:
об/мин
Угловая скорость вращения вала исполнительного механизма, рад/с:
рад/с
1.4 Определение мощности на валах привода
Мощность на валу шестерни, кВт:
;следовательно
кВт
Мощность на валу колеса, кВт:
кВт
Мощность на валу исполнительного механизма, кВт:
кВт
1.5 Определение крутящих моментов на валах привода
Крутящий момент на валу шестерни, Н ∙ м:
Н
∙ м
Крутящий момент на валу колеса, Н ∙ м:
Н
∙ м
Крутящий момент на валу исполнительного механизма, Н ∙ м:
Н
∙ м
|
Вал |
Р, кВт |
n, об/мин |
ω, рад/сек |
Т, Н∙м |
Примечание |
|
1 |
2,2 |
2850 |
298,3 |
7,4 |
Вал шестерни |
|
2 |
2,11 |
904,76 |
94,7 |
22,3 |
Вал колеса |
|
3 |
1,96 |
285,4 |
29,87 |
65,6 |
Вал исполнительного механизма |
|
|
|||||
2 Расчет зубчатых передач
2.1 Расчет передач с цилиндрическими зубчатыми колесами
2.1.1 Выбор материала
Выбираем материал - Ст 45.
Термообработка: улучшение.
Твердость зуба шестерня по Бринеллю – 280 НВ
Твердость зуба колеса по Бринеллю – 240 НВ
2.1.2 Определение допускаемых напряжений
![]()
где
–
расчетная контактная прочность;
– допускаемая
контактная прочность.
Для колеса
, для шестерни
:
![]()
где
– предел контактной
выносливости (предельное напряжение);
– коэффициент
запаса контактной прочности;
– коэффициент
долговечности.
KHL = 1 (по рекомендации)
SH =1.1 – при нормализации, улучшении и объемной закалке.
Предел контактной выносливости, МПа:
![]()
Для шестерни, МПа:
МПа
Для колеса, МПа:
МПа
Допускаемая контактная прочность для шестерни, МПа:
МПа
Допускаемая контактная прочность для колеса, МПа:
500
МПа
Расчетное допускаемое напряжение, МПа:
МПа<
Мпа
Верно!
2.1.3 Определение допускаемого напряжения изгиба при расчете на усталость
![]()
где
–
расчетный предел выносливости;
– допускаемый
предел выносливости.
Для колеса
, для шестерни
:
![]()
где
– предел выносливости по
напряжению изиба;
– коэффициент
безопасности;
– коэффициент
долговечности;
– коэффициент,
учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки.
KFL = KFC =1 (по рекомендации)
SF =1.75 – при нормализации и улучшении.
Для шестерни, МПа:
МПа
Для колеса, МПа:
МПа
Допускаемое напряжение для шестерни, МПа:
МПа
Допускаемое напряжение для колеса, МПа:
246,86
МПа
2.2 Определение межосевого расстояния

где
– передаточное число
редуктора;
Н∙мм –
крутящий момент на валу колеса;
МПа – расчетное допускаемое
напряжение;
МПа –
приведенный модуль упругости для стальных колес;
(по рекомендации) – коэффициент
ширины колеса по межосевому расстоянию.
–
коэффициент ширины колеса по диаметру.
![]()
![]()
– коэффициент
концентрации нагрузки по длине зуба, определяем
по таблице 2.4 [1]:
![]()
мм
Округляем до ближайшего стандартного по ГОСТ 2185-66:
мм
2.3 Определение параметров зацепления и размеров зубчатых колес
2.3.1 Определение стандартного модуля зацепления m по ГОСТ 9563-60
![]()
![]()
![]()
2.3.2 Определение числа зубьев шестерни и колеса

где β – угол наклона зубьев (принимаем 10° предварительно)
cos 10° = 0.9848
Число зубьев шестерни:

Число зубьев колеса:
![]()
![]()
Уточняем угол наклона зубьев β:
![]()
°
2.3.3 Определение геометрических параметров колес
Ширина колеса, мм:
мм
Ширина шестерни, мм:
мм
Делительный диаметр окружности шестерни, мм:
мм
Делительный диаметр окружности колеса, мм:
мм
Диаметр окружности выступов шестерни, мм:
мм
Диаметр окружности выступов колеса, мм:
мм
Диаметр окружности впадин шестерни, мм:
мм
Диаметр окружностей впадин колеса, мм:
мм
Проверка межосевого расстояния, мм:
мм
Окружная скорость, м/с:
, м/с
где
– делительный
диаметр окружности шестерни, м;
– частота
вращения шестерни, об/мин.
Степень точности 8 (средней точности).
2.5 Проверка прочности зубьев по контактным напряжениям
Допускаемое напряжение для косозубых колес:

где
Н∙мм – крутящий
момент на валу шестерни;
МПа
–
передаточное число редуктора;
=
30,35– делительный диаметр окружности шестерни, мм;
мм
– ширина колеса;
°
- угол зацепления.
![]()
-
коэффициент расчетной нагрузки
![]()
где
-
коэффициент динамической нагрузки, определяем по таблице 2,4 [1];
- коэффициент концентрации,
определяем по таблице 2,7 [1].
![]()
![]()

где
–
коэффициент неравномерности нагрузки.
–
коэффициент торцового перекрытия.

![]()
0,772
σн
437,4
МПа
на ![]()
%
>15 – недопустимо
По рекомендации принимаем ![]()
σн
470,7
МПа
на
%
<15 – допустимо
3 Проверочный расчет прочности зубьев по напряжениям изгиба
3.1 Определение сил, действующих зацеплений

где
– осевая сила
– радиальная сила
– окружная сила
H
,
где
, т.к.
°
H
![]()
где
, т.к. ![]()
H
3.2 Определение нормальных напряжений при изгибе
Напряжение при изгибе

где
Н
– окружное усилие;
– стандартный модуль зацепления;
–
ширина колеса или шестерни;
–
коэффициент расчетной нагрузки;
–
коэффициент повышения прочности;
– коэффициент формы зуба.
Расчет на изгиб
проводится для того из колес зацепления, для которого отношение
- наименьшее.
3.2.1 Определение отношения для колеса и шестерни
Эквивалентное число зубьев шестерни:
35,2
Эквивалентное число зубьев колеса:
111
Коэффициент формы зуба шестерни:
3.78
Коэффициент формы зуба колеса:
3.6
76,2
68.7 – расчёт ведём по
колесу.
Расчет ведем для зуба колеса:

Коэффициент прочности зубьев:
![]()
где
–
коэффициент распределения нагрузки по длине зуба;
–
коэффициент динамической нагрузки.
![]()
Коэффициент повышения прочности по напряжениям изгибов:
![]()
где
–
коэффициент неравномерности нагрузки.
Коэффициент учитывающий повышение прочности на изгиб:
![]()
где
–
угол наклона зубьев.
![]()
МПа
т.е.
– условие прочности
выполняется.
4 Проектный расчет валов
4.1 Определение диаметра вала шестерни и колеса
4.1.1 Определяем диаметр вала шестерни
Для двигателя 80В2/2850 диаметр вала электродвигателя, мм:
мм
Средний диаметр вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых значениях, мм:
мм
где
=20
МПа – допускаемое напряжения для валов редукторов;
мм
Принимаем:
Диаметр ведущего вала под подшипник, мм:
мм
Диаметр ведущего вала под шестерней, мм:
мм
4.1.2 Определяем диаметр вала колеса
Средний диаметр вала колеса из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях, мм:
мм
Принимает:
Диаметр ведомого вала под колесом, мм:
мм
Диаметр ведомого вала под подшипником, мм:
мм
Диаметр выходного конца ведомого вала, мм:
мм
Диаметр ступицы колеса, мм:
мм
5 Уточненный расчет вала
5.1 Построение эпюр изгибающих моментов от сил действующих в вертикальной и горизонтальной плоскости, эпюры крутящего момента
Н – окружная сила;
H – осевая сила;
H – радиальная сила.
Полная радиальная нагрузка на опору а, Н:
![]()
Полная радиальная нагрузка на опору b, Н:
RbΣ = ![]()
Суммарный изгибающий
момент,
:
![]()
мм
Н∙мм,
где
мм
– делительный диаметр окружности колеса.
5.1.1 Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости
Определяем опорные реакции, Н:
![]()
Н
![]()
![]()
Н
Проверка:
![]()
Строим эпюру
изгибающих моментов,
:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
5.1.2 Строим эпюру изгибающих моментов от сил, действующих в горизонтальной плоскости
Определяем опорные реакции, Н:
Н
Строим эпюру
изгибающих моментов,
:
![]()
![]()
5.1.3 Строим эпюру крутящего момента
Н∙м – крутящий момент на валу
колеса.
5.1.4 Определение суммарного изгибающего момента
Суммарный изгибающий
момент,
:
![]()

5.2 Определение фактического коэффициента запаса усталостной прочности при совместном действии напряжений при кручении и изгибе
Фактический коэффициент запаса усталостной прочности при совместном действии напряжений при кручении и изгибе:

где
–
коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям (от изгиба);
–
коэффициент запаса усталостной прочности по касательным напряжениям (от
кручения);
Предел усталостной прочности материала вала при изгибе, МПа:
МПа
где
=
600 МПа – предел прочности углеродистой стали;
Предел усталостной прочности материала при кручении, МПа:
МПа
Коэффициент усталостной прочности по нормальным напряжениям при изгибе равен:


где
,
– амплитуда напряжений от
изгиба и кручения, МПа;
,
– среднее напряжение цикла
при изгибе и кручении, МПа;
,
- коэффициенты концентрации
напряжений;
–
коэффициент масштабного фактора;
–
коэффициент шероховатости поверхности.
Так как
–
мало, то
=0
Амплитуда цикла напряжений при изгибе, МПа:
![]()
Момент сопротивления для круглого сечения при изгибе
МПа
–
диаметр вала под колесом, мм
σa =
МПа
По таблице 3.1 [1] определяем эффективные коэффициенты концентраций напряжений при изгибе и кручении:
![]()
По таблице 3.2 [1] определяем масштабный коэффициент:
Коэффициент шероховатости поверхности:
![]()

Коэффициент запаса усталостной прочности по касательным напряжениям при кручении:

Амплитуда цикла напряжений при кручении, МПа:
,
где
–
крутящий момент на валу колеса, Н∙мм;
–
момент сопротивления круглого сечения при кручении,
.
![]()
По рекомендации принимаем коэффициент, корректирующий влияние среднего напряжения цикла на сопротивление усталости, равным:
ψτ = 0.05
МПа

Фактический коэффициент запаса усталостной прочности:
Sрасч =
-
условие прочности выполняется.
Диаметр ступицы, мм определяют
,
где d – диаметр вала под колесом;
Длина ступицы, мм
![]()
;
; ![]()
Толщина обода колеса, мм
![]()
![]()
![]()
Толщина диска, мм
С=0,3b2
мм
Диаметр отверстий, мм
;
;
![]()
![]()
Осевая сила Fа=98 H;
d2п=20 мм;
Полная радиальная нагрузка на опоры:
ΣRA=
=
=268,16 Н;
ΣRВ=
=
=236,72 Н;
По таблице П.3 выбираем:
серия подшипника №36204,
C=12,1 кH,
C0=8,31 кH;
1) Определение осевых составляющих S1 и S2 от радиальных нагрузок:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.