 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					Определение частоты вращения и угловой скорости каждого вала
 об/мин
 об/мин 
Угловая скорость вращения вала шестерни, рад/с:
 =
298,3 рад/с
=
298,3 рад/с
Частота вращения вала колеса, об/мин:
 об/мин
 об/мин
Угловая скорость вращения вала колеса, рад/с:
 рад/с
 рад/с
Частота вращения вала исполнительного механизма, об/мин:
 об/мин
 об/мин
Угловая скорость вращения вала исполнительного механизма, рад/с:
 рад/с
 рад/с
1.4 Определение мощности на валах привода
Мощность на валу шестерни, кВт:
 ;следовательно
;следовательно
 кВт
 кВт
Мощность на валу колеса, кВт:
 кВт
 кВт
Мощность на валу исполнительного механизма, кВт:
 кВт
 кВт
1.5 Определение крутящих моментов на валах привода
Крутящий момент на валу шестерни, Н ∙ м:
 Н
∙ м
 Н
∙ м
Крутящий момент на валу колеса, Н ∙ м:
 Н
∙ м
 Н
∙ м
Крутящий момент на валу исполнительного механизма, Н ∙ м:
 Н
∙ м
 Н
∙ м
| Вал | Р, кВт | n, об/мин | ω, рад/сек | Т, Н∙м | Примечание | 
| 1 | 2,2 | 2850 | 298,3 | 7,4 | Вал шестерни | 
| 2 | 2,11 | 904,76 | 94,7 | 22,3 | Вал колеса | 
| 3 | 1,96 | 285,4 | 29,87 | 65,6 | Вал исполнительного механизма | 
| 
 | |||||
2 Расчет зубчатых передач
2.1 Расчет передач с цилиндрическими зубчатыми колесами
2.1.1 Выбор материала
Выбираем материал - Ст 45.
Термообработка: улучшение.
Твердость зуба шестерня по Бринеллю – 280 НВ
Твердость зуба колеса по Бринеллю – 240 НВ
2.1.2 Определение допускаемых напряжений

где  –
расчетная контактная прочность;
  –
расчетная контактная прочность;
      – допускаемая
контактная прочность.
  – допускаемая
контактная прочность.
Для колеса  , для шестерни
 , для шестерни :
 :

где –  предел контактной
выносливости (предельное напряжение);
 –  предел контактной
выносливости (предельное напряжение);
      –  коэффициент
запаса контактной прочности;
  –  коэффициент
запаса контактной прочности;
      –  коэффициент
долговечности.
 –  коэффициент
долговечности.
KHL = 1 (по рекомендации)
SH =1.1 – при нормализации, улучшении и объемной закалке.
Предел контактной выносливости, МПа:

Для шестерни, МПа:
 МПа
 МПа
Для колеса, МПа:
 МПа
 МПа
Допускаемая контактная прочность для шестерни, МПа:
 МПа
 МПа
Допускаемая контактная прочность для колеса, МПа:
 500
МПа
500
МПа
Расчетное допускаемое напряжение, МПа:
 МПа<
 МПа< Мпа
 Мпа
Верно!
2.1.3 Определение допускаемого напряжения изгиба при расчете на усталость

где  –
расчетный предел выносливости;
  –
расчетный предел выносливости;
      – допускаемый
предел выносливости.
  – допускаемый
предел выносливости.
Для колеса  , для шестерни
 , для шестерни :
 :

где –  предел выносливости по
напряжению изиба;
 –  предел выносливости по
напряжению изиба;
     –  коэффициент
безопасности;
  –  коэффициент
безопасности;
     –  коэффициент
долговечности;
 –  коэффициент
долговечности;
    –  коэффициент,
учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки.
 –  коэффициент,
учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки.
KFL = KFC =1 (по рекомендации)
SF =1.75 – при нормализации и улучшении.
Для шестерни, МПа:
 МПа
 МПа
Для колеса, МПа:
 МПа
 МПа
Допускаемое напряжение для шестерни, МПа:
 МПа
 МПа
Допускаемое напряжение для колеса, МПа:
 246,86
МПа
246,86
МПа
2.2 Определение межосевого расстояния

где  – передаточное число
редуктора;
– передаточное число
редуктора;
       Н∙мм –
крутящий момент на валу колеса;
 Н∙мм –
крутящий момент на валу колеса;  
 МПа – расчетное допускаемое
напряжение;
 МПа – расчетное допускаемое
напряжение;               
       МПа –
приведенный модуль упругости для стальных колес;
 МПа –
приведенный модуль упругости для стальных колес;
 (по рекомендации)  –  коэффициент
ширины колеса по межосевому расстоянию.
(по рекомендации)  –  коэффициент
ширины колеса по межосевому расстоянию.
       –
коэффициент ширины колеса по диаметру.
 –
коэффициент ширины колеса по диаметру.


 – коэффициент
концентрации нагрузки по длине зуба, определяем
 – коэффициент
концентрации нагрузки по длине зуба, определяем
по таблице 2.4 [1]:

 мм
 мм
Округляем до ближайшего стандартного по ГОСТ 2185-66:
 мм
 мм
2.3 Определение параметров зацепления и размеров зубчатых колес
2.3.1 Определение стандартного модуля зацепления m по ГОСТ 9563-60



2.3.2 Определение числа зубьев шестерни и колеса

где β – угол наклона зубьев (принимаем 10° предварительно)
cos 10° = 0.9848
Число зубьев шестерни:

Число зубьев колеса:


Уточняем угол наклона зубьев β:

 °
°
2.3.3 Определение геометрических параметров колес
Ширина колеса, мм:
 мм
 мм
Ширина шестерни, мм:
 мм
 мм
Делительный диаметр окружности шестерни, мм:
 мм
 мм
Делительный диаметр окружности колеса, мм:
 мм
 мм
Диаметр окружности выступов шестерни, мм:
 мм
 мм
Диаметр окружности выступов колеса, мм:
 мм
 мм
Диаметр окружности впадин шестерни, мм:
 мм
 мм
Диаметр окружностей впадин колеса, мм:
 мм
 мм
Проверка межосевого расстояния, мм:
 мм
 мм
Окружная скорость, м/с:
 , м/с
, м/с
где  – делительный
диаметр окружности шестерни, м;
 – делительный
диаметр окружности шестерни, м;
        – частота
вращения шестерни, об/мин.
 – частота
вращения шестерни, об/мин.
Степень точности 8 (средней точности).
2.5 Проверка прочности зубьев по контактным напряжениям
Допускаемое напряжение для косозубых колес:

где  Н∙мм – крутящий
момент на валу шестерни;
 Н∙мм – крутящий
момент на валу шестерни;  
       МПа
 МПа
       –
передаточное число редуктора;
–
передаточное число редуктора;
       =
30,35– делительный диаметр окружности шестерни, мм;
 =
30,35– делительный диаметр окружности шестерни, мм;                                                                                 
       мм
– ширина колеса;
 мм
– ширина колеса;
       °
- угол зацепления.
 °
- угол зацепления.
      
      - 
коэффициент  расчетной нагрузки
 - 
коэффициент  расчетной нагрузки

где  -
коэффициент динамической нагрузки, определяем по таблице 2,4 [1];
 -
коэффициент динамической нагрузки, определяем по таблице 2,4 [1];
       - коэффициент концентрации,
определяем по таблице 2,7 [1].
 - коэффициент концентрации,
определяем по таблице 2,7 [1].



где  –
коэффициент неравномерности нагрузки.
 –
коэффициент неравномерности нагрузки.
       –
коэффициент торцового перекрытия.
 –
коэффициент торцового перекрытия.


 0,772
0,772
σн  437,4 
МПа
437,4 
МПа
на 
 %
>15 – недопустимо
 %
>15 – недопустимо
По рекомендации принимаем 
σн  470,7 
МПа
470,7 
МПа
 на
 на  %
<15 – допустимо
 %
<15 – допустимо
3 Проверочный расчет прочности зубьев по напряжениям изгиба
3.1 Определение сил, действующих зацеплений

где  – осевая сила
 – осевая сила
       – радиальная сила
 – радиальная сила
       – окружная сила
 – окружная сила
 H
H
 ,
,
где   , т.к.
, т.к.  °
°
 H
H

где   , т.к.
, т.к. 
 H
 H
3.2 Определение нормальных напряжений при изгибе
Напряжение при изгибе

где  Н
– окружное усилие;
 Н
– окружное усилие;
 – стандартный модуль зацепления;
 – стандартный модуль зацепления;
       –
ширина колеса или шестерни;
 –
ширина колеса или шестерни;
       –
коэффициент расчетной нагрузки;
 –
коэффициент расчетной нагрузки;
       –
коэффициент повышения прочности;
 –
коэффициент повышения прочности;
 – коэффициент формы зуба.
 – коэффициент формы зуба.
Расчет на изгиб
проводится для того из колес зацепления, для которого отношение  - наименьшее.
 - наименьшее.
3.2.1 Определение отношения для колеса и шестерни
Эквивалентное число зубьев шестерни:
 35,2
35,2
Эквивалентное число зубьев колеса:
 111
111
Коэффициент формы зуба шестерни:
 3.78
 3.78
Коэффициент формы зуба колеса:
 3.6
 3.6
 76,2
 76,2
 68.7 – расчёт ведём по
колесу.
 68.7 – расчёт ведём по
колесу.
Расчет ведем для зуба колеса:

Коэффициент прочности зубьев:

где  –
коэффициент распределения нагрузки по длине зуба;
 –
коэффициент распределения нагрузки по длине зуба;
       –
коэффициент динамической нагрузки.
 –
коэффициент динамической нагрузки.

Коэффициент повышения прочности по напряжениям изгибов:

где  –
коэффициент неравномерности нагрузки.
 –
коэффициент неравномерности нагрузки.
Коэффициент учитывающий повышение прочности на изгиб:

где  –
угол наклона зубьев.
 –
угол наклона зубьев.

 МПа
 МПа
 т.е.
 т.е.  – условие прочности
выполняется.
 – условие прочности
выполняется.
4 Проектный расчет валов
4.1 Определение диаметра вала шестерни и колеса
4.1.1 Определяем диаметр вала шестерни
Для двигателя 80В2/2850 диаметр вала электродвигателя, мм:
 мм
 мм
Средний диаметр вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых значениях, мм:
 мм
 мм
где  =20
МПа – допускаемое напряжения для валов редукторов;
=20
МПа – допускаемое напряжения для валов редукторов;
  мм
 
мм
Принимаем:
Диаметр ведущего вала под подшипник, мм:
 мм
 мм
Диаметр ведущего вала под шестерней, мм:
 мм
 мм
4.1.2 Определяем диаметр вала колеса
Средний диаметр вала колеса из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях, мм:
 мм
 мм
Принимает:
Диаметр ведомого вала под колесом, мм:
 мм
 мм
Диаметр ведомого вала под подшипником, мм:
 мм
 мм
Диаметр выходного конца ведомого вала, мм:
 мм
 мм
Диаметр ступицы колеса, мм:
 мм
 мм
5 Уточненный расчет вала
5.1 Построение эпюр изгибающих моментов от сил действующих в вертикальной и горизонтальной плоскости, эпюры крутящего момента
 Н – окружная сила;
 Н – окружная сила;
 H – осевая сила;
H – осевая сила;
 H – радиальная сила.
H – радиальная сила.
Полная радиальная нагрузка на опору а, Н:

Полная радиальная нагрузка на опору b, Н:
RbΣ = 
Суммарный изгибающий
момент,  :
:

 мм
 мм 
 Н∙мм,
 Н∙мм,
где  мм
– делительный диаметр окружности колеса.
 мм
– делительный диаметр окружности колеса.
5.1.1 Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости
Определяем опорные реакции, Н:
 
     
 Н
 Н
 
  

 Н
 Н
Проверка:

Строим эпюру
изгибающих моментов,  :
:
 
        

 
   
 
 
 
 
  
 
5.1.2 Строим эпюру изгибающих моментов от сил, действующих в горизонтальной плоскости
Определяем опорные реакции, Н:
 Н
Н
Строим эпюру
изгибающих моментов,  :
:
 
        
 
   
 
5.1.3 Строим эпюру крутящего момента
 Н∙м – крутящий момент на валу
колеса.
 Н∙м – крутящий момент на валу
колеса.
5.1.4 Определение суммарного изгибающего момента
Суммарный изгибающий
момент,  :
:
 
 

5.2 Определение фактического коэффициента запаса усталостной прочности при совместном действии напряжений при кручении и изгибе
Фактический коэффициент запаса усталостной прочности при совместном действии напряжений при кручении и изгибе:

где  –
коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям (от изгиба);
 –
коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям (от изгиба);
       –
коэффициент запаса усталостной прочности по касательным напряжениям (от
кручения);
–
коэффициент запаса усталостной прочности по касательным напряжениям (от
кручения);
Предел усталостной прочности материала вала при изгибе, МПа:
 МПа
 МПа
где  =
600 МПа – предел прочности углеродистой стали;
 =
600 МПа – предел прочности углеродистой стали;
Предел усталостной прочности материала при кручении, МПа:
 МПа
 МПа
Коэффициент усталостной прочности по нормальным напряжениям при изгибе равен:


где  ,
, – амплитуда напряжений от
изгиба и кручения, МПа;
– амплитуда напряжений от
изгиба и кручения, МПа;
       ,
,
 – среднее напряжение цикла
при изгибе и кручении, МПа;
 – среднее напряжение цикла
при изгибе и кручении, МПа;
       ,
,
 - коэффициенты концентрации
напряжений;
 - коэффициенты концентрации
напряжений;
       –
коэффициент масштабного фактора;
 –
коэффициент масштабного фактора;
       –
коэффициент шероховатости поверхности.
 –
коэффициент шероховатости поверхности.
Так как  –
мало, то
 –
мало, то  =0
 =0
Амплитуда цикла напряжений при изгибе, МПа:

Момент сопротивления для круглого сечения при изгибе
 МПа
 МПа
 –
диаметр вала под колесом, мм
 –
диаметр вала под колесом, мм
σa =  МПа
 МПа
По таблице 3.1 [1] определяем эффективные коэффициенты концентраций напряжений при изгибе и кручении:
 
                 

По таблице 3.2 [1] определяем масштабный коэффициент:
 
     
Коэффициент шероховатости поверхности:


Коэффициент запаса усталостной прочности по касательным напряжениям при кручении:

Амплитуда цикла напряжений при кручении, МПа:
 ,
,
где   –
крутящий момент на валу колеса, Н∙мм;
–
крутящий момент на валу колеса, Н∙мм;
        –
момент сопротивления круглого сечения при кручении,
–
момент сопротивления круглого сечения при кручении,  .
.

По рекомендации принимаем коэффициент, корректирующий влияние среднего напряжения цикла на сопротивление усталости, равным:
ψτ = 0.05
 МПа
 МПа

Фактический коэффициент запаса усталостной прочности:
Sрасч =  -
условие прочности выполняется.
 -
условие прочности выполняется.
Диаметр ступицы, мм определяют
 ,
,
где d – диаметр вала под колесом;
Длина ступицы, мм

 ;
 ;     
 ;
;      
Толщина обода колеса, мм



Толщина диска, мм
С=0,3b2 мм
мм
Диаметр отверстий, мм
 ;
;     
   ;
;     
 

Осевая сила Fа=98 H;
d2п=20 мм;
Полная радиальная нагрузка на опоры:
ΣRA= =
= =268,16 Н;
=268,16 Н;
ΣRВ= =
= =236,72  Н;
=236,72  Н;
По таблице П.3 выбираем:
серия подшипника №36204,
C=12,1 кH,
C0=8,31 кH;
1) Определение осевых составляющих S1 и S2 от радиальных нагрузок:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.