самом деле, совместная работа сотрудников организации заключается сначала в эффективном разделении исполняемых функций, а потом - в объединении усилий в одно целое. По-видимому, в рассматриваемом примере никто не взял на себя труд формализовать работу бухгалтерии, объяснить, какие функции исполняет каждый сотрудник, какие отчеты от него требуются, как делится ответственность и делегируются полномочия между отделами. Для трудовых конфликтов характерно зеркальное восприятие друг друга, вот почему обвинения работников бухгалтерии были взаимными и в точности противоположными.
Анализ трудовых конфликтов ЗАО «» показал, что такого рода конфликты являются указателем неблагополучной работы коллектива, то есть организации его работы, и разрешение таких конфликтов возможно только при изменении объективной ситуации и условий труда, в которых оказались люди.
Другой пример основан на «человеческом», субъективном аспекте конфликта, то есть противоречия заложены в самих людях, их действиях, поступках и поведении – чисто личностных неблагоприятных проявлениях. К этим проявлениям относится склонность настаивать на своем мнении, категоричность суждений, импульсивность, неумение слушать и убеждать, склонность к обвинению партнера и многие другие отрицательные качества человека.
Проведем классификацию рассматриваемых конфликтов.
Таблица 3
Классификация конфликтов в организации[11]
№ п/п |
Классификационный критерий |
Конфликт № 1 |
Конфликт № 2 |
Конфликт № 3 |
Конфликт № 4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Сфера проявления |
организационный |
организационный |
организационный |
организационный |
2. |
По проявлению |
Открытый |
скрытый |
открытый |
открытый |
3. |
По преднамеренности |
спонтанно возникший |
преднамеренный |
Заранее спланированный |
Спонтанно возникший |
4. |
Коммуникативная направленность |
Горизонтальный |
Вертикальный |
Вертикальный |
Вертикальный |
5. |
По масштабам |
Локальный |
общий |
локальный |
локальный |
6. |
По продолжительности |
Краткосрочный |
затяжной |
краткосрочный |
краткосрочный |
7. |
По составу конфликтующих сторон |
Межгрупповой |
межгрупповой |
межгрупповой |
межгрупповой |
8. |
По способам урегулирования (разрешения) |
Компромиссный |
компромиссный |
компромиссный |
компромиссный |
9. |
По социальным последствиям |
Конструктивный |
конструктивный |
конструктивный |
Конструктивный |
10. |
По предмету конфликта |
Реалистичный (предметный, достижимый) |
Реалистичный (предметный, достижимый) |
Реалистичный (предметный, достижимый) |
Реалистичный (предметный, достижимый) |
11. |
По степени напряженности |
Острый |
острый |
острый |
Острый |
12. |
По реакции работников |
Снижение производительности и отказ от сотрудничества |
Снижение производительности и отказ от сотрудничества |
Снижение производительности и отказ от сотрудничества |
Снижение производительности и отказ от сотрудничества |
13. |
По реальности (истинности—ложности) (классификация М. Дойча) |
Подлинный |
подлинный |
смещенный |
подлинный |
14. |
По источникам конфликта |
Структурный |
Конфликт справедливости |
Конфликт справедливости |
Структурный |
15. |
По причинам возникновения |
Организационный |
Организационный |
Организационный |
Организационный |
Наиболее часто применяемые стратегии для разрешения конфликтов (в соответствии с классификацией, приведенной в главе 1)– силовые, в которых ориентация на собственные цели реализовывается в жестком поведении - напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и т.д.; однако участники конфликта периодически прибегают и к "мягким", манипулятивным формам воздействия на партнера, стремясь переиграть, перехитрить его, с помощью настойчивых просьб и других приемов создавая такое эмоциональное давление на партнера, которому трудно противостоять.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях, когда в гостинице отсутствует регламентация разрешения трудовых споров, попытки руководителя прекратить обсуждения вопроса по зарплате во время работы, будут квалифицированы, как авторитарные способы управления. Статья 35 Трудового кодекса предусматривает создание в организации комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. В функции этой комиссии входит подготовка проекта коллективного трудового договора, ведение коллективных переговоров и определенные моменты в разрешении споров.
2.2. Основные стратегии преодоления конфликтов
Зависимость наличия или отсутствия трудовых конфликтов от стиля управленческой деятельности в настоящее время общепризнанна. Проблема эффективности руководства имеет большую практическую значимость. Исследование процесса руководства организацией и выделение факторов его эффективности позволяют выработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию взаимодействия руководителя с организацией, имеющие конечной целью рост ее эффективности.
Рассмотренный выше теоретический материал и изученные критерии оценки эффективности управленческой деятельности руководителя, позволяют нам перейти к детальному анализу стилей управления конкретных руководителей и разработке конструктивных предложений по повышению их эффективности.
Для получения необходимых данных мною проведено исследование среди руководителей подразделений ЗАО « Свет».
В опросе участвовало семь руководителей:
- начальник службы приема и размещения;
- главный инженер;
- менеджер ресторана;
- начальник отдела маркетинга;
- главный бухгалтер;
- заместитель директора ;
- генеральный директор.
Результаты по распределению стилей управления между руководителями отделов наглядно представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение стилей управления среди руководителей отделов ЗАО «»
№ п/п |
Должность /стиль управления |
Авторитарный |
Демократический |
Попустительский |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Начальник службы приема и размещения |
+ |
||
2. |
Главный инженер |
+ |
||
3. |
Менеджер ресторана |
+ |
||
4. |
Начальник отдела маркетинга |
+ |
||
5. |
Главный бухгалтер |
+ |
||
6. |
Заместитель директора |
+ |
||
7. |
Генеральный директор |
+ |
Как видно из приведенных результатов, большинство руководителей придерживаются авторитарного стиля управления (4), попустительский стиль наименее распространен среди руководителей (1) и промежуточное положение занимает демократический стиль (2).
Таким образом, в целом среди руководства превалирует авторитарный стиль руководства. Однако он является эффективным лишь на начальных этапах становления организации, в «отстающих» организациях, когда отсутствует необходимое время для выправления ситуации. Существенные результаты авторитарный стиль руководства дает и в случае использования его как временной, вынужденной меры, наряду с демократическим стилем. Например, в стрессовых и кризисных ситуациях. Процессы формирования цели и ее осуществления должны выполняться как можно быстрее и с применением власти, даже если от этого страдает качество решений.
В целом, чем сильнее стрессовая и кризисная ситуация, тем решительнее выражается авторитарное управление и тогда - тем более эффективно управление.
Однако, для исследуемой организации характерна высокая степень стабильности, большой опыт работы (организация не относится к недавно созданным) и не является «отстающей». Таким образом, преобладание авторитарного стиля руководства во многом можно отнести к отрицательным качествам руководства различных отделов.
Если попытаться разобраться в причинах выбора руководителями авторитарного стиля управленческой деятельности, то следует отметить, что руководители, осуществляющие управление гостиницей в настоящее время, осуществляют руководство теми же методами, что и на стадии становления её, когда требовалось в сжатые сроки принятие важных решений. Также оказывает влияние опыт управленческой деятельности на предыдущих местах работы.
Новые экономические условия, в которых организация находится в настоящее время, требует новых подходов к управлению. Как показал анализ различных источников, в современной управленческой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.