Социально-политическая мысль в России. Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава III

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

Идейно-политическая традиция в России своими корнями уходит в глубины истории возникновения российской государственности, тесно связана с процессом формирования и развития мировой культуры. Интегрируя теоретические наследия Запада и Востока, Россия стала источником самобытной политической мысли, отличающейся разнообразием политических идей и взглядов. Внимание отечественных мыслителей всегда было приковано к наиболее актуальным проблемам общественно-политического бытия, государственного устройства и управления. Их политические теории и концепции отразили специфику социально-политической самоидентификации России.

Обобщение политических проблем, характерных для каждого этапа развития России, дает возможность периодизации процесса становления и развития отечественной политической мысли. Традиционным является его деление на следующие этапы: политические идеи Древней Руси (IX - XIV вв.); политическая мысль периода формирования и укрепления Русского централизованного государства (XV - XVII вв.); политические учения периода расцвета абсолютизма в России (XVIII в.); политические идеи XIX - начала XX в.; социально-политические идеи советского периода; политические идеи и концепции в современной России. Такая периодизация позволяет осмыслить и оценить содержание политической мысли на различных этапах формирования и развития Российского государства и общества.

Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства

Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Древнерусское государство образовалось в IX в. нашей эры. Его становление и развитие сопровождалось формированием политического мышления людей, выделением из народных масс политических лидеров, их борьбой за власть. Изначально в основе размышлений о государстве и государственном управлении, об устройстве общества лежали мифологические воззрения на мир, природу и человеческое бытие, на божественное происхождение власти. Они передавались из поколения в поколение в сказаниях и повествованиях вплоть до первых летописных источников, появление  которых было связано  с  распространением  на Руси письменности.

Важнейшей политико-идеологической акцией, давшей толчок культурному расцвету общества, развитию политической мысли, явилось принятие на Руси в 988 г. христианства, которое стало религиозно-идеологической основой государственной политики. В Х-XI вв. на Руси активизировалась политическая жизнь (идейно-политическая борьба за власть, вечевые собрания, расширение взаимоотношений с другими народами и странами), что способствовало развитию политических идей и взглядов, находивших свое отражение в политико-правовых актах и литературных произведениях того времени.

Одним из первых древнерусских источников, в котором раскрываются политические проблемы принято считать трактат киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» (1049). В трактате изложена своеобразная политико-философская концепция общественного развития, согласно которой путь к совершенствованию человечества лежит через распространение морально-этического идеала христианства. Утверждалось, что в основе Ветхого Завета лежит принцип законопослушания (Закон), а в основе Нового Завета - нравственное поведение человека в обществе и достижение в силу этого Благодати (постижение Истины). Благодать для Илариона - это синоним Истины, Закон - лишь тень Истины, слуга и предтеча Благодати. Киевский митрополит распространял идею о равноправии всех народов, живущих на земле, рассуждал о законности происхождения властных полномочий великого князя и его моральном облике, об ответственности за управление страной. Особое внимание Илларион уделил крепкой княжеской власти, основанной на «правде», международному значению Русского государства как равноправному среди других стран, о котором «... ведома, и слышима есть всеми четырьми концы земли».

В XII в. социально-политические идеи Иллариона получили свое развитие в сочинениях летописцев и великого князя Владимира Мономаха. Летописец Нестор в «Повести временных лет» (1113) описал, события политической истории раннефеодальной Руси, дал характеристику  русским  князьям.  Центральная идея «Повести...» - единство Земли Русской, согласие между властью и народом, независимость государства. Своеобразным содержанием отличается «Новгородская летопись» (1136), отразившая антикняжеские настроения людей. В ней при сопоставлении значения власти князя и власти веча предпочтение отдавалось последней. Размышления В. Мономаха о политической жизни на Руси были отражены в его трудах: «Поучение детям.», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» и т.д. В них затрагивался большой круг вопросов:  объем  полномочий  великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы правосудия, единство русской земли. Наиболее отчетливо политические взгляды В. Мономаха на проблемы ответственности великого князя перед подданными, за управление страной, целесообразность ведения военных действий отражены в «Поучении детям» (1125). Идеи и мысли В. Мономаха оказали огромное влияние на формирование общественного мнения. Оценить их значение русский народ смог только после его смерти, когда

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Политология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
132 Kb
Скачали:
0