Глава III
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
Идейно-политическая традиция в России своими корнями уходит в глубины истории возникновения российской государственности, тесно связана с процессом формирования и развития мировой культуры. Интегрируя теоретические наследия Запада и Востока, Россия стала источником самобытной политической мысли, отличающейся разнообразием политических идей и взглядов. Внимание отечественных мыслителей всегда было приковано к наиболее актуальным проблемам общественно-политического бытия, государственного устройства и управления. Их политические теории и концепции отразили специфику социально-политической самоидентификации России.
Обобщение политических проблем, характерных для каждого этапа развития России, дает возможность периодизации процесса становления и развития отечественной политической мысли. Традиционным является его деление на следующие этапы: политические идеи Древней Руси (IX - XIV вв.); политическая мысль периода формирования и укрепления Русского централизованного государства (XV - XVII вв.); политические учения периода расцвета абсолютизма в России (XVIII в.); политические идеи XIX - начала XX в.; социально-политические идеи советского периода; политические идеи и концепции в современной России. Такая периодизация позволяет осмыслить и оценить содержание политической мысли на различных этапах формирования и развития Российского государства и общества.
Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства
Политические идеи Древней Руси и периода формирования централизованного государства. Древнерусское государство образовалось в IX в. нашей эры. Его становление и развитие сопровождалось формированием политического мышления людей, выделением из народных масс политических лидеров, их борьбой за власть. Изначально в основе размышлений о государстве и государственном управлении, об устройстве общества лежали мифологические воззрения на мир, природу и человеческое бытие, на божественное происхождение власти. Они передавались из поколения в поколение в сказаниях и повествованиях вплоть до первых летописных источников, появление которых было связано с распространением на Руси письменности.
Важнейшей политико-идеологической акцией, давшей толчок культурному расцвету общества, развитию политической мысли, явилось принятие на Руси в 988 г. христианства, которое стало религиозно-идеологической основой государственной политики. В Х-XI вв. на Руси активизировалась политическая жизнь (идейно-политическая борьба за власть, вечевые собрания, расширение взаимоотношений с другими народами и странами), что способствовало развитию политических идей и взглядов, находивших свое отражение в политико-правовых актах и литературных произведениях того времени.
Одним из первых древнерусских источников, в котором раскрываются политические проблемы принято считать трактат киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» (1049). В трактате изложена своеобразная политико-философская концепция общественного развития, согласно которой путь к совершенствованию человечества лежит через распространение морально-этического идеала христианства. Утверждалось, что в основе Ветхого Завета лежит принцип законопослушания (Закон), а в основе Нового Завета - нравственное поведение человека в обществе и достижение в силу этого Благодати (постижение Истины). Благодать для Илариона - это синоним Истины, Закон - лишь тень Истины, слуга и предтеча Благодати. Киевский митрополит распространял идею о равноправии всех народов, живущих на земле, рассуждал о законности происхождения властных полномочий великого князя и его моральном облике, об ответственности за управление страной. Особое внимание Илларион уделил крепкой княжеской власти, основанной на «правде», международному значению Русского государства как равноправному среди других стран, о котором «... ведома, и слышима есть всеми четырьми концы земли».
В XII в. социально-политические идеи Иллариона получили свое развитие в сочинениях летописцев и великого князя Владимира Мономаха. Летописец Нестор в «Повести временных лет» (1113) описал, события политической истории раннефеодальной Руси, дал характеристику русским князьям. Центральная идея «Повести...» - единство Земли Русской, согласие между властью и народом, независимость государства. Своеобразным содержанием отличается «Новгородская летопись» (1136), отразившая антикняжеские настроения людей. В ней при сопоставлении значения власти князя и власти веча предпочтение отдавалось последней. Размышления В. Мономаха о политической жизни на Руси были отражены в его трудах: «Поучение детям.», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок» и т.д. В них затрагивался большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы правосудия, единство русской земли. Наиболее отчетливо политические взгляды В. Мономаха на проблемы ответственности великого князя перед подданными, за управление страной, целесообразность ведения военных действий отражены в «Поучении детям» (1125). Идеи и мысли В. Мономаха оказали огромное влияние на формирование общественного мнения. Оценить их значение русский народ смог только после его смерти, когда
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.