Парк машин, применяемых в строительстве, и оценка его состояния

Страницы работы

Содержание работы

Парк машин, применяемых

в строительстве, и оценка его состояния

Парк строительных машин. Строительное производство в настоящее время достаточно высоко механизировано. Без применения мощной строительной техники современное строительство невозможно. В распоряжении отечественных подрядных строительных организаций, а также строительных подразделений предприятий и организаций других отраслей экономики находится большое количество машин:

для разработки, перемещения и уплотнения грунта;

выполнения работ по монтажу строительных конструкций, технологического оборудования;

механизированной укладки трубопроводов, подземных кабелей;

выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

механизированного нанесения штукатурки и затирки оштукатуриваемых поверхностей, для механизированной окраски поверхностей красками, раскроя строительных материалов и т.д.

Кроме того, в строительстве используется еще и большое количество механизированного строительно-монтажного инструмента.

Наличие основных строительных машин в России характеризуется данными, приведенными в табл. 13.1, из которой видно, что за последнее пятилетие количество строительных машин, находящихся непосредственно в крупных подрядных строительно-монтажных организациях, уменьшилось в среднем примерно в два раза. Вместе с тем следует иметь в виду, что часть строительных машин, используемая в сфере строительного бизнеса при производстве строительно-монтажных работ, находится в собственности хозяйственно обособленных самостоятельных лизинговых компаний, различных машинопрокатных баз и организаций, а также в организациях и предприятиях не строительного профиля.

Оценка состояния парка строительных машин. Состояние парка строительных машин характеризуется:

структурой;

уровнем физического износа;

уровнем морального износа.

Структура парка строительных машин — это его состав по типам и номенклатуре машин, их мощности, грузоподъемности, производительности.

Для осуществления различных видов строительства и строительно-монтажных работ требуется соответствующий набор и номенклатура машин. Так, в жилищно-гражданском строительстве при возведении надземной части домов в наибольшей степени применяются башенные краны, а для подачи мелкоштучных материалов на этажи используются мачтовые подъемники. В промышленном строительстве при монтаже строительных конструкций в большей мере используются стреловые краны на гусеничном или пневмоколесном ходу. При производстве больших объемов бетонных работ используются автобетононасосы. При монтаже конструкций овощехранилищ, животноводческих помещений в сельском строительстве чаще применяются автомобильные краны. В трубопроводном строительстве основным типом применяемых машин являются трубоукладчики и т.д.

В настоящее время в промышленном строительстве в большем объеме производятся реконструктивные работы в стесненных условиях внутри цехов, в межцеховом пространстве, где применение машин большой мощности и производительности весьма ограничено, да и не рентабельно. В жилищном строительстве увеличивается доля строительства малоэтажных домов, в том числе коттеджного типа. В связи с этим увеличивается необходимость в малогабаритных машинах и механизмах меньшей мощности, грузоподъемности. Также увеличивается объем работ по ремонту зданий и сооружений, при котором используются другие механизмы: телескопические вышки на автомобильных шасси, краны-деррики и др.

Строительные машины по мере их эксплуатации физически изнашиваются, а потому необходимо постоянное обновление их парка путем списания негодных к эксплуатации строительных машин и приобретения на замену им новых. В качестве основного показателя, характеризующего степень физического износа парка строительных машин, используют коэффициент КфИ, рассчитываемый по формуле

т^      —    ° ~ A

где со — общая суммарная первоначальная стоимость строительных машин по балансу; А — фактически начисленная сумма амортизации на весь парк машин.

Другим показателем физического износа парка строительных машин является доля в нем машин с истекшим нормативным сроком службы, которая может быть рассчитана в процентах (или в относительной величине). Из табл. 13.1 видно, что в настоящее время доля основных строительных машин с истекшим сроком службы по России в целом недопустимо высока и составляет в среднем 60 %. Поэтому необходимо ускоренное обновление парка строительных машин. Вместе с тем фактические темпы обновления парка машин в строительных организациях составляет от 1 до 2 % в год при нормальном среднем значении этого показателя, равном 8—10%. В табл. 13.2 приведены данные о производстве строительных машин отечественной промышленностью. Производимых отечественной промышленностью строительных машин недостаточно для нормального обновления их парка в строительных организациях. В большей мере поэтому в составе парка строительных машин увеличивается доля техники зарубежного производства, которая по ряду строительных машин достигает 1/3.

Наряду с физическим износом парка строительных машин имеет место и их моральное старение в связи с выпуском промышленностью более совершенных и эффективных машин, а также в связи разработкой новых технологий и способов производства строительно-монтажных работ. Поэтому при обновлении парка строительных машин взамен выбывающих приобретаются новые более эффективные машины.

При замене ранее применявшихся строительных машин на новые руководствуются критерием снижения суммарных издержек на заработную плату рабочих и на эксплуатацию строительных машин в составе себестоимости строительно-монтажных работ. Но одновременно учитывают возможность ускорения сроков выполнения работ и на этой основе — снижения постоянных издержек производства

Похожие материалы

Информация о работе