Изложенные методические приемы дают не только обширную и надежную информацию по основным составляющим учебного процесса, но и требуют от педагога много времени на обработку всех полученных данных на каждого ученика. В данном случае особую актуальность приобретает автоматизированная система комплексного контроля физического состояния школьников, а при ее отсутствии эту работу могут выполнить сами ученики (произвести расчет индивидуальных показателей по существующим формулам).
Понятие "норма" как конкретное специфическое состояние означает отсутствие существенных отклонений от характерных величин основных жизненно важных показателей: сердечного ритма, артериального давления, жизненной емкости легких; антропометрических данных.
В физическом воспитаниифизиологическая норма, как динамическое понятие, обусловлена статистической нормой. И, как в любых статистических исследованиях, имеют место наиболее характерные значения − норма, допустимые отклонения, отражающие однородность показателей, и значения, выходящие за их пределы, − критические значения. Диагностика отклонений от нормы строится не по принципу поиска заболевания, как это имеет место в клинической практике, а по принципу выявления степени отклонения числовых значений от известной нормы.
В педагогике результаты, полученные при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу и возрасту, подвергались статистической обработке методом стандартов (средних величин). Рассчитывались средние арифметические значения, стандартные отклонения, стандартные ошибки, коэффициенты вариации по каждому исследуемому показателю [7, 8, 9, 10, 11].
По мнению специалистов в области медицины норма признака – это норма реально наблюдаемых или измеряемых признаков организма. Понятно, что врачи наблюдают качественные признаки и, в своем большинстве, выражают их количественными значениями [26]. Например, исследуя деятельность ритма сердца, врача интересует чистота сокращений − отсутствие шума в области сердца, выпадений пульса, экстрасистол и т.д., а в карточку медицинского обследования вносится результат, выраженный числовыми значениями − ударов в минуту. Учитель по своей подготовке может ограничиться лишь показателем частоты сердечных сокращений.
К наиболее характерным значениям (норме) относятся физиологические показатели в пределах среднего значения ± 0,5 стандартных отклонений. Отклонения в пределах от 1,5 до 2 стандартных отклонений находятся на уровне риска. К критическим значениям относятся числовые значения за пределами двух стандартных отклонений [9, 26]. Если в практической деятельности, изучая лишь региональную выборку, ориентироваться только на количественные среднестатистические показатели, и не учитывать их качественные особенности, и не сравнивать с экспертными оценками, можно допустить ошибку, отнеся индивидуума к разряду здоровых людей и, наоборот. Это позволяет сделать вывод, что при массовых отклонениях тех или иных показателей в какой-либо выборке в масштабе региона статистические показатели не всегда приемлемы для оценки функционального состояния учащихся.
Вполне оправданно осуществлять сравнительный анализ количественных (статистических) оценок отдельных показателей, у лиц проживающих в данном регионе, и приводить их в сопоставление с качественными (экспертными) оценками, сравнивать их с показателями в других регионах. Отсутствие достоверных различий между ними позволяет воспринимать количественные оценки как нормативные показатели. Другими словами, учет качественной стороны не является основанием для отрицания объективности самой количественной оценки. В сложившихся условиях выделены две оценки − статистическая и экспертная. За основу приняты экспертные оценки, которые отражают популяционные особенности различных возрастно-половых групп испытуемых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.